haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Categories:

В продолжение темы о Изе Шамире

Моя рецензия на книгу "Сосна и олива"


О книге "Сосна и Олива"

На разных материках нашей Земли путешественник всегда может отыскать маленькую горную страну непохожую на соседние земли. Тибет в горах Гималаев и Швейцария в сердце Европы, Палестина - центр мира для жителей средневековья и неведомая для европейцев страна инков Перу. Ухоженная Шотландия и гордый Дагестан. Хотя эти страны разбросаны по разным землям и континентам, в них говорят на разных языках разные народы, между ними всегда есть нечто общее.

В течение веков эти горные земли населяли гордые люди занимавшиеся сельским хозяйством на крохотных участках земли отвоеванных у скал и песка. Когда же земли не хватало для быстро растущего населения, младшие сыновья многодетных семей горцев брали посох, получали от отца благословение, а от матери козий сыр и лепёшку на долгую дорогу и отправлялись за удачей и богатством на равнину. При удачном стечение обстоятельств эти парни становились генералами или олигархами, а при ином раскладе отправлялись на виселицу под восторженные крики собравшихся граждан.

Не грех повторить хорошую фразу, - не хлебом единым жив человек. И с равнины бежали люди в горы - воры, диссиденты, сумасшедшие и пророки. Там они подбивали на восстания оборванных земледельцев, или призывали не противиться злу. В уединенных пещерах небритые отшельники предавались нирване или закаляли плоть, отвергая плотские искушения. Там Иисус из Назарета дискутировал с местной интеллигенцией (которые все до единого были настоящими фарисеями), там злобный Кальвин готовился загнать в монастырь весь мир, там Шейх Мансур распространял вахабизм, а Роберт Бернс пил виски, писал стихи и смущал англичан запрещённым мини-кильтом.

Судьба этих стран была не простая. Соседи с редкой настойчивостью желали приобщиться если не к духовным, то к материальным ценностям наших горцев. В лучшем случае эти попытки остались в преданиях и помпезных монументах, а в худшем перешли в восьмичасовые новости CNN.

Но всё это присказка, а речь пойдёт о книге "Сосна и Олива" посвящённой маленькой, но пожалуй самой известной горной стране Палестина, написанной русско-палестинским писателем Израилем Шамиром.

Сам Изя Шамир, - личность замечательная и загадочная. Чтобы не отнимать хлеб у литературоведов, будущих исследователей его творчества, ограничусь лишь подтверждением факта его существования во плоти, поскольку многие наши современники в это до сих пор не верят. Для русских евреев он подобен призраку коммунизма, обществу "Память" и глобальному арабскому заговору, предутреннему кошмару нарушающему мирный сон жителя поселения Текоа. (Тем кому всё же интересна биография бывшего диссидента, журналиста крупнейших израильских газет в Индокитае и России, писателя и переводчика Израиля Шамира, я рекомендую обратится к первоисточнику и прочитать интервью данному Шамиром журналисту Алексею Цветкову).

Не менее замечательна и тема его труда - Палестина. Сотни и тысячи книг написаны об этом клочке земли, зажатом между морем и пустыней, но всегда кажется, что в повесть об этой стране стоит добавить ещё несколько слов. Кого здесь только не было от первых троглодитов "хомо эректусов" до Ариэля Шарона. И все оставили здесь свой след, и о всех надо рассказать. Читатель, я думаю убедится, что Изя блестяще справился с этой задачей подобно одному английскому писателю принявшему участие в конкурсе, на самый короткий рассказ где следовала упомянуть королеву, секс, бога и тайну. Победитель завоевал первый приз написав следующие: "О боже, вскричала королева, я беремен и не знаю от кого!" Так же и в "Сосне и Оливе" мы найдём описание и древних жителей Ханаана, и евреев, и крестоносцев, и мусульман и даже туристов из стран СНГ. И ты видишь, что всё логично, и что все герои книги прекрасно вписываются в неторопливое повествование.

Стремясь передать читателю, описание самых замечательных мест Палестины автор седлает ишака, любимое животное Санчи Пансы и Ходжи Насредина и пускается в путь по горам, холмам и руслам высохших рек, к развалинам замков и журчащим источникам. Тот кто прочтёт книгу, думаю по достоинству оценит этот путь. Сегодня, к сожалению, такое путешествие предпринять непросто. Чудовищный серый железобетонный монстр стены Шарона прошелся по живой земле страны. Ради его строительства распахали поля, выкорчевали оливы, снесли дома и выселили людей. Впрочем, думаю, что это творение безумцев недолговечно подобно берлинской стене и бессмысленно подобно стене китайской, и уже наши дети будут любоваться её живописными развалинами.

Бойкий слог и типичный палестинский юмор Шамира, заслужили моей самой высокой оценки, для борьбы с бессонницей "Сосну и Оливу" лучше не покупать, не то в противном случае вам предстоят несколько бессонных ночей. Вот например как он описывает отзывы израильский прессы на гастроли миланской оперы "Ла Скала" в Израиле: "…После выступления Ла Скалы газеты писали, что это был а) второй состав, б) не та Ла Скала, в) всё время пели, г) по непонятному, д) сюжет был дурацким и е) вообще это оказалась опера." На этом я прекращаю цитирование книги - читайте и получайте удовольствие сами!

Историку трудно рецензировать художественную литературу. По нам то не то, это не это. Писатели редко следуют историческим фактам. Но с другой стороны, романтические исторические легенды вызывают у людей интерес к прошлому. Я и сам когда-то "заболел" 18 веком прочитав в "Роман-Газете" роман "Фаворит" Валентина Пикуля. Сегодня Пикуля я не могу взять в руки без содрогания, хотя чувствую к нему определённое чувство признательности.

А ещё по настоящему хорошая художественная книга это отличная иллюстрация к нашему прошлому. Про тех же крестоносцев можно написать очень точно и очень нудно: "Пошли направо, повернули налево, были разбиты наголову и впали в ничтожество". А можно описать белый снег Хермона и голубую гладь Кинерета перед глазами изнывающего от жажды войска, чашу со снегом, из которой пьёт побеждённый и пленный король Ги де Лузиньян. Никто не придерётся к исследованию классического колониального характера израильского общества от белой ашкеназской элиты, через несколько промежуточных слоёв русских и сефардов до эксплуатируемых коренных жителей палестинцев. Можно написать хронику войн, зверств и злодеяний и неопытный читатель спросит - "А как вы блин вообще там живёте?" Ответ можно найти лишь в сефардской мимуне и в русских книжных магазинов, в грубоватом деревенском снобизме сабр и душевной теплоте жителей арабских деревень.

Хорошие преподаватели в начале учебного года включают в список рекомендуемой библиографии 2-3 художественных произведения и по-моему книга "Сосна и Олива" должна быть включена в курс по истории Палестины. Тем более, что и с чисто исторической точки зрения на русском языке пока нет книги, где лучшее чем в "Сосне и Оливе" повествуется о Катастрофе палестинского народа - "Накбе".

Думаю, что всякий человек, для которого зелёная бумажка с портретом американского президента ещё не стала смыслом жизни и объектом поклонения, воспримет и разделит любовь Изи к стране под названием Палестине. Свидетельствую, она действительно прекрасна. Хотя моё сердце осталось далеко на севре среди сосновых рощ, песчаных дюн, валунов и гранитных набережных мне трудно отказать себе в удовольствие задержаться на минуту в амфитеатре Хар-ха-Цофима где открывается чудесный вид на горы Самарии, или поехать вечером на море и наблюдать как солнце скрывается в Средиземном море.

А вот с призывом к совместной жизни евреев и палестинцев на одной земле ситуация непростая. Слишком много людей отравлены ложью, жадность, ненавистью. В слишком многих таится подленькая мечта почувствовать себя господином, высшей расой, избранным народом. Боюсь, что наша нынешняя русско-еврейская интеллигенция, делящаяся на тех кто сочувствует палестинцами и мечтает закатать в бетон всех чеченцев и на тех кто сочувствует чеченцам и мечтает закатать в бетон всех палестинцев, не вынесут что то из этой книги кроме гнусненькой усмешки. Но не о них речь.

Эта книга для других людей. Таких как арабские железнодорожные рабочие которые спасли своих еврейских товарищей в 1947 году от погромщиков, таких как нынешние израильские отказники или арабские женщины выходящее замуж за израильтян. Это люди будущего и эта книга придётся им весьма по вкусу когда они будут строить Палестину будущего со справедливым обществом для всех людей, а не только для жадных брокеров, Палестину где никому не будет отказано в земле и воде и где дети будут играть с белым козлёнком, а не с автоматами.
Subscribe

  • О вирусе

    С грустью посмотрев на календарь я обнаружил, что год назад я обещал гостям свозить их в Нарву и Тарту. Ага. Как же. Сегодня шутки про…

  • Пломбир, СССР и Свобода

    Когда я ностальгирую о СССР, я не вспоминаю о вкусном и дешевом пломбире, который так травмировал сознание либеральной интеллигенции. Ностальгия…

  • "Заповедник"

    Читатели это странички знают, что я не люблю Ахматову. И еще я не люблю Бродского. И Довлатова я тоже не люблю. Во-первых противный тип.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments