
Читатели это странички знают, что я не люблю Ахматову. И еще я не люблю Бродского. И Довлатова я тоже не люблю.
Во-первых противный тип. Во-вторых, в центре Поребрикштадта без это святой троицы никак - "Экскурсия по довлатовским местам", "Чтение стихов Бродского", "Ахматова в контексте эпохи". И так через каждые три метра.
Однако, по работе пришлось прочитать "Заповедник". Первая половина книги это какой-то гимн застою. Вторая - унылое нытье алкоголика. Для меня конечно более любопытным и интересным с профессиональной точки зрения оказалось начало.
Представьте себе, что человек без высшего образования, без дюжины рекомендаций, без звонка друга, приезжает в один из самых известных литературных музеев страны и с ходу устраивается там на работу. Причем еще потроллив дирекцию на собеседование. Интересно, устроился бы сегодня Довлатов на работу гидом в музее Довлатова? Почему то я думаю, что нет. Даже если продемонстрировав полное собрание своих сочинений. Ибо кадровикам на это дела нет.
А, да еще мужик еще бухает не просыхая, и находится под наблюдением как антисоветчик. И с такими достоинствами проработал до конца испытательного срока!
Затем человек чуть ли не за бутылку снимает комнату (и не отдает за нее половину зарплаты!). Обедает в ресторане. И получает 8 руб. за экскурсию причем порой ведет по две экскурсии в день. И это в то время как инженер-программист в СССР получал 120 руб в месяц! И все девушки на деревне его. Не стоит удивляться что НЕКОТОРЫЕ гуманитарии по советским временам ТОСКУЮТ.
Из интересных моментов. Профессиональная деформация у сотрудников профильных музеев конечно подмечена верно. Я прямо представлю интервью для устраивающихся на работу в Гатчину - "Расскажите, за что мы любим Павла Петровича?"
Судя по книге, экскурсанты в советское время были более образованные. Во всяком случае дату рождения Бенкендорфа у меня никто не спрашивал, а вот число колон Исаакивского собора и калибр пистолета из которого стрелялся Пушкина - эти вопросы до сих пор влекут глубокие умы.
У автора есть явная склонность к маоизму. То в Нью-Йорке он с итальянским маоистом пересекается, то в Пушкинских горах живет у крестьянина с портером Мао на стене и мечтающим коммунистам 1917 год устроить. Совпадение? - Не думаю!