Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Cиндром Джокера




Фильм «Джокер» обратил на себя внимание уже тем, что он вновь вернул не телеэкран почти забытую нами актерскую игру. Нельзя не согласиться с теми, кто называет эту картину персональным моноспектаклем актера Хоакина Феникса. Вопреки законам жанра в фильме мало драматических диалогов и зрелищных поединков. Действие разворачивается вокруг перерождения больной человеческой личности – и Феникс талантливо раскрывает этот процесс мимикой и пластикой, в сопровождении отлично подобранного звукового ряда.

Кто-то наивно полагает, что «Джокер» – это картина о революции. Нет, это кино о кризисе системы. Герой фильма отнюдь не революционер. Он сам говорит об этом, утверждая, что действует вне политики. Великие революционеры – это харизматичные фигуры, которые ведут за собой благодаря воле, организаторским способностям, знаниям. Им хочется подражать. Но наблюдая за Артуром Флеком, мы видим несчастного человека, полного личностных обид и жалости к самому себе. Перед нами американский Раскольников – и мы постоянно слышим о таких джокерах в новостях, когда очередной гражданин самой богатой на свете страны берет в руки автомат, чтобы убить пару десятков своих сограждан.

Собственно, новый фильм как раз и показывает логику событий, которая превращает самых обычных людей в беспощадных, слетевших с катушек киллеров. Причины этого превращения действительно носят социальный характер. Среди них – высокомерие и вседозволенность класса имущих, воплощенного в образе Томаса Уэйна. Рвущийся на пост мэра миллиардер называет протестующих «клоунами» – что весьма созвучно нынешнему эквадорскому правителю Морено, который обозвал участников демонстраций «трутнями». Еще одной причиной трагедии является развал системы общедоступного здравоохранения и социального обеспечения, в результате чего психически больной человек лишается медицинской помощи. А культ оружия и укоренившаяся в обществе привычка к насилию, ведет к тому, что «доброжелатель» вкладывает в руки безумцу боевой пистолет.

У будущего Джокера – неудачливого комика Артура Флека – нет защиты от вызовов со стороны общества, еще более безумного и больного, чем он сам. Он не находит убежища в семье – потому что его сумасшедшая мать тоже стала очередной жертвой системы. Любовь к соседке Софи оказывается иллюзией. Коллеги на работе – вечные соперники и конкуренты, которые стремятся затравить и подсидеть неудачника, а циничные представители медиа хотят «хайпануть» на его болезни ради рейтингов и просмотров.

Создатели картины жестоко издеваются над пресловутым «позитивным восприятием мира», таким типичным для современной буржуазной культуры. Когда-то я уже написал, что радостная улыбка является производственной травмой работников сферы обслуживания. А в фильме «Джокер» смех Артура Флека вызывает у окружающих не веселье, а ужас и отвращение.

По мере развития сюжеты, клоунская маска на лице Флека превращается из нелепого грима в боевую раскраску. Образ лицедея всегда был далеко не безобидным, и в масскульте полно клоунов-злодеев – от Пеннивайза до Рональда Макдональда. Это классический элемент европейской карнавальной культуры – хулящий божественное мироустройство бес, изуродованный бандой «компрачикос» Гуинплен, живущий в рабочих трущобах Гиньоль, раздающий пинки своим коллегам по цеху. Подобно тому, как прекрасное граничит в культурной традиции с безобразным, смешное всегда соприкасается с жутким кошмаром. И привлекательный грим капиталистического общества внезапно становится устрашающим лицом Горгоны Медузы.

В итоге, фильм завершается не революцией, а американским бунтом – бессмысленным и беспощадным. Тысячи Артуров Флеков превращаются в злых клоунов, и идут громить город Готэм-Сити – вымышленный аналог Нью-Йорка вместе с Чикаго. От их рук погибает Томас Уэйн, система балансирует на грани разрушения – однако на смену ей приходит не более справедливое мироустройство, а торжествующее варварство в спайке с государственной диктатурой.

Как результат, финал картины можно трактовать двояко. С одной стороны, он как бы предупреждает, к чему приводит в итоге безумная антисоциальная политика элит. Но, вместе с тем, представляет социальный протест порождением личностных психических патологий, обращаясь к униженным и оскорбленным с весьма отчетливым мессиджем: «не пытайтесь изменить существующий миропорядок, чтобы на смену ему не пришел хаос».

Хотя, не излечив смертельно больное общество, вы никогда не сможете вылечить искалеченного под его давлением человека.

http://liva.com.ua/simptom-dzhokera.html

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
plan_pu
10 окт, 2019 14:05 (UTC)
какое-то трешевато-тухловатое варево
увидев в сети несколько восторженных отзывов от, казалось-бы, адекватных людей пошел смортеть что же это за "потрясающее произведение современного киноискусства"
при всем странии не смог выдержать более трети
обычно в таких случаях выключаю на четверти, т.к. есть железное правило "если до сих пор ничего не произошло/зацепило, то смотреть до конца одно мучение"

даже не могу сказать что бы там мог похвалить
предельно идиотский смех-хихиканье?, характер-образ жизни главного героя?("классический говномес"), цепляющая маска?, сцены "герой и общество" - буквально всё протухшее из далёких 80х, занудно-эпатирующее и м.б. рассчитано разве что на подростков-миллениалов... или бесконечно возвышенных специалистов находящих знакомые/"тонкие" аллюзии из своего жизненного опыта, либо знаковых(тм) работ американских киномастеров
plan_pu
15 окт, 2019 06:56 (UTC)
Re: какое-то трешевато-тухловатое варево

Я/МЫ - Джокер. Я/МЫ - Чикатило
https://artemdragunov.livejournal.com/6453610.html

Абсолютно точная и ёмкая рецензия.
Киноподелка из той же мутной волны глобальной истерии - "Ми ту", гретинизма "Вы уничтожили моё детство" и т.д.
plan_pu
10 окт, 2019 14:08 (UTC)
кстати
пользуясь случаем, хочу просить у Вас рецензию на шикарный/чудесный фильм
Тель-Авив в огне
https://www.kinopoisk.ru/film/tel-aviv-v-ogne-2018-987506/
pantv
10 окт, 2019 15:21 (UTC)

С детства клоунов не люблю

laertan
10 окт, 2019 17:01 (UTC)
>>представляет социальный протест порождением личностных психических патологий

Ну это всё же натяжка.
Во-первых, сами эти патологии не существуют сферически в вакууме - их порождает и подогревает сам капитализм. Отказ буржуя помочь матери Джокера, его презрительное отношение к "клоунам", бесчинства трёх "яппи" по отношению к беззащитным гражданам в метро, издевательство над Джокером со стороны медийной персоны - вполне наглядные примеры.
Во-вторых, важны не только патологии, но и сознательный отказ от их коррекции. В этом смысле сообщение о том, что весь штат социальных психологов увольняют - один из значимых пунктов в фильме.

>>«не пытайтесь изменить существующий миропорядок, чтобы на смену ему не пришел хаос».

Справедливости ради - буржуазный творец творит во вполне определённых рамках. В рамках капиталистической парадигмы представленные противоречия неразрешимы, и это честно показано. Сложно ожидать от голливудского режиссёра, что он сделает следующий шаг и заснимет кино про коммунистическую революцию. Их сравнительно недавно за значительно меньшие прегрешения из профессии выкидывали.

Edited at 2019-10-10 17:01 (UTC)
zetnotdead
3 дек, 2019 10:01 (UTC)
А так и почему вы рассматриваете "Джокера" в отрыве от всего фендома DC, и саги о Бетмене и Ко?

В рамках "бетмониады"нам показали становление ключевого, но тем не менее одного из МНОГИХ супер злодеев Готема. C сколачиванием "актива" и ядра банды, с дальнейшей работой обычного ОПГ в рамках сеттинга.
Да и такие бунты - показанные в фильме, абсолютно типовое явление для города, десятки "сотни" их были.

Нельзя рассматривать фильм Джокер, в отрыве от DC

Edited at 2019-12-03 10:03 (UTC)
mincao
12 окт, 2019 09:36 (UTC)
Вот один из моих любимых исполнителей - всегда выступает в костюме клоуна.
Трансляция человеческой трагедии.

nektosteen
22 ноя, 2019 08:25 (UTC)
Об этом фильме так много говорят, что у меня даже желания не возникло его посмотреть. ))))

С днём рождения!
ujcnm_01
3 дек, 2019 08:57 (UTC)
Привет, клоунесса марксистского толку
Проверка связи
whale_roma
10 ноя, 2023 07:17 (UTC)
Доброе утро.

Джокер - популярнейший путинский персонаж - у нас его милое лицо на каждой остановке висит - явно Кириенко приказал пиарить этот образ. Актёр, его сыгравший - хороший мужик, испанец - но персонаж очень сомнительный, нравится только путинистам :)
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

haspar_arnery
haspar_arnery

Latest Month

Апрель 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Комментарии

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister