В свое время рецензирую работу Стива Коткина "Рабочие Сталина" я обратил внимание на то, что людоедский трудовой кодекс конца 1930-х годов, сводился на нет, фактором всеобщей занятости и зависимости администрации от рабочих в вопросах выполнения плана.
Будешь слишком сильно давить на работяг, так они все разбегутся, а перед уходом напишут на тебя бумагу в НКВД, что ты троцкист и правый уклонист.
Аналогичная ситуация была и с "крепостным" крестьянством, которое массами уходило в города, зная, что "с Магнитки выдачи нет". Есть, паспорт в деревне, нет паспорта, не важно. В городе выдавали.
Подобная картина нарисовалась когда я писал статью про Антисемитизм в СССР. Наткнутся на начальника или декана антисемита или ксенофоба можно было легко, но система была заточена на продвижение людей, а не на их дискриминацию и маргинализации. Не принимали в один ВУЗ? Принимали в другой, а потом когда в прежнем учреждение менялось руководство ты возвращался туда с щитом и на коне.
Можно напомнить и ситуацию с национальными меньшинствами. Например в Израиле эмигранты из СНГ воют от зависти (зависть это вообще главная черта "рыночного человека") говоря о пособиях эмигрантам из Эфиопии, но полностью игнорируют тот факт, что несмотря на все льготы эмигранты из этой африканской страны остаются самыми бедными израильтянами. Никакие льготы и "позитивная дискриминация" не способна радикально изменить уровень жизни афроамериканцев. С другой стороны в Болгарии или Венгрии тебе постоянно начинают рассказывать о "цыганской проблеме" - криминал, асоциальные элементы и т.д. Когда спрашиваешь была ли такая проблема до 1991 года, то ответ всегда - "нет, они же на заводах все работали, а потом заводы закрыли и понеслось..."
Одним словом без коренной перестройки экономики и общества, на том принципе, что в выигрыше всегда остается человек труда, все наши "вечные" национальные и социальные проблемы так и останутся вечными.