"У нас во Франции по-другому. Революция — это национальная идея, основа национальной идентичности. ... я считаю, что наша основа не кровь и почва, а именно революционный переворот 1789-го и идеалы Просвещения."
Луи Гаррель, исполнитель роли Робеспьера
Накануне очередной годовщины Великой Французской революции режиссер Пьер Шоллер представил публике фильм «Один король — одна Франция». О чем эта картина? — О скрепах. Только, разумеется, не российских, а французских.
Великая революция оставила неизгладимый след не только во всемирной истории, но и на французском обществе. Практически все XIX столетие прошло во Франции под знаком борьбы за сохранение и развитие ее идей. Без осмысления революции немыслимо французское искусство и культура. Триколор, девиз «свобода-равенство-братство», «Марсельеза», республика стали частью французской национальной идентичности. Революционеры XX века отмечали, как искусно французская буржуазия драпируется в цвета революционного триколора и жонглирует радикальными лозунгами.
Именно формированию этих скреп современной Франции и посвящен фильм Шоллера. Апофеозом и финалом картины становится казнь короля, представленная как веселый народный праздник. С этого момента, «Первого года республики», рождается современная французская государственность.
Разумеется, Французская революция, как и всякая другая Великая революция, не смогла осуществить все поставленные перед собой задачи. Нетрудно догадаться, что хуже всего дело обстоит с «равенством и братством». Французов мучает ощущение нереализованности великого замысла. В сочетании с прославлением великого восстания 1789 года это регулярно подвигает граждан Франции на новые бунты, восстания и революции, что мы собственно и видим сегодня на улицах Парижа.
Как и многие другие «скрепоносные» фильмы, «Один король — одна Франция» не является шедевром. Начало картины довольно слабое, и лишь ближе к финалу мы можем наблюдать несколько захватывающих сцен. К сожалению, съемки величественных эпосов не по зубам современным режиссерам, прошли времена Эйзенштейна, Бондарчука (старшего) и Бертолуччи. Впрочем, для молодежи, не учившейся в советской школе, этот фильм может быть полезен как дополнение к школьной программе.
В завершение стоит напомнить, и у нас в России тоже свершилась Великая Революция, наследие которой никогда не будет вычеркнуто из истории. Сегодня власть пытается паразитировать на советской культуре, на советских победах и достижениях, в сочетании с внедрением собственных скреп — «Прости меня мой государь», благодарностью олигархам, Солженицыным и казачьей нагайкой. Но советская традиция, несмотря на все усилия узурпаторов 1991 года, не изжита в памяти народа. Настанет день, и кожанка чекиста станет для граждан России таким же символом свободы, как гильотина для французов, а скрежет «не раскачивайте лодку» заменит клич «есть у революции начало, нет у революции конца!»
http://1917.com/XML/slW6WABBEidy6av3gkdc3W4CDac.xml