haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Categories:

Евреи которых можно ненавидеть



Как правило, в течение первых двух-трех лет пребывания в Израиле, среднестатистический эмигрант из бывшего Советского Союза учиться ненавидеть арабов, восточных евреев («марокканцев») и евреев-ортодоксов. Если с арабами все понятно, а восточные евреи являются основными конкурентами «русим» на нижних ступенях социальной лестницы, то причины массовой антипатии по отношению к ортодоксам – «харедим», «досам», «пейсатым», заслуживают подробного объяснения.

«Харедим» составляют около 9% населения современного Израиля. Их общины компактно проживают в нескольких районах Иерусалима, городе спутнике Тель-Авива Бней-Браке, а так в ряде других, менее крупных поселений. Помимо Израиля, крупные общины ортодоксов существуют в США, Канаде, Великобритании и других странах. Харедим это любопытный феномен, воспроизводящий в современном капиталистическом обществе социальную, религиозную и даже в какой-то степени экономическую структуру еврейских местечек Восточной Европы XIX века.

Причудливая черная одежда, традиционная многодетная семья, частичный отказ от современных технологий, закрытые общины под управлением раввинов – такими, предстают евреи-ортодоксы перед окружающим миром. И большинство израильтян взирают на харедим без особой симпатии.

В XIX столетии по мнению русской власти пресловутый «еврейский вопрос» состоял из двух аспектов – политического и экономического. К тому времени, для абсолютистского государства, наличие закрытых самоуправляемых общин, кагалов, с неподконтрольной властям системой образования и внутренним налогообложением являлось нонсенсом и опасным анахронизмом. Экономическая проблема заключалась в избыточности быстро растущего еврейского населения для выполнения его традиционных посреднических функций между феодальным городом и деревней.

Меры, предлагаемые царем и его министрами для решения «Еврейского вопроса», оказались абсолютно неэффективными и катастрофическими с гуманитарной точки зрения. Многолетние попытки создания еврейских земледельческих колоний влекли за собой лишь разворовывание государственных средств и страдания немногих переселенцев, совершенно не приспособленных для земледельческого труда. Ради установления политического контроля над еврейством Российской империи, власти прибегали к цензуре, ликвидации института кагалов в 1844 году, а также к распространению на евреев рекрутской повинности.

Забавно, что и для Государства Израиль XXI века проблема харедим также сводится к политической и экономической составляющей. Религиозные евреи относятся к одному из наименее обеспеченных секторов израильского общества. Это связано с многодетностью их семей и большим количеством ортодоксов посвятивших свою жизнь учебе в иешивах и не включенных в трудовую деятельность. Экономика ортодоксального сектора почти полностью теневая и включает в себя мелкую торговлю, ремесло и различные услуги вроде сватовства. Любопытно, что подобную картину еврейской экономической жизни рисует и автор XIX века, Менаше Илиер:

«Нищета, необычайно велика, но может ли быть иначе, когда у евреев ртов более, нежели рабочих рук? Надо внушить массе, что средства к жизни следует добывать собственным трудом… Молодые люди, не имеющие никаких заработков, вступают в брак, надеясь на милосердие Божие и на кошелёк тестя, а когда эта поддержка рушится, они, обременённые уже семьями, бросаются на первое попавшееся занятие, хотя бы и не честное. Толпами берутся за торговлю, но она не может всех прокормить, а потому прибегают к обману. … Армия бездельников, под личиною “учёных”, живёт на средства благотворительности и за счёт общины. Некому заботиться о народе: богачи заняты мыслями о наживе, а раввины – распрей между хасидами и митнагдами» (ортодоксальными иудеями)».

Заметим, что сегодня часть средств на пожизненное обучение в иешивах выделяется государством.

В политическом плане, для Израиля ортодоксы порождают даже больше проблем, чем российское еврейство для царизма. Стоит напомнить, что Израиль государство не секулярное. Через структуры министерства религии и местные рабануты, харедим представлены практически во всех государственных и частных институтах, от армии до кухни. Сотни тысяч религиозных евреев дисциплинированно голосуют за «свои» партии, и без их поддержки трудно сформировать устойчивое правительство. При этом, самое забавное, что сами ортодоксы признают государство Израиль довольно условно. Ведь с точки зрения иудаизма идея создания еврейского государства до прихода Машиаха (Мессии) это ересь, что подтвердила печальная авантюра Шабтая Цви в XVII веке. Израильская пропаганда обычно сводит антисионистские акции харедим к активности движения «Нетурей Карта», но в действительности, то что у «Стражей города» на языке, у большинства ортодоксов на уме. Человек владеющий ивритом или идиш (на котором многие ортодоксы говорят принципиально) легко может найти в религиозных кварталах листовки призывающие «Избавиться от сионистского рака» и бойкотировать официальные израильские праздники.

Не удивительно, что большинство светских израильтян испытывают к харедим чувства, которые в другой стране можно было бы назвать ярым антисемитизмом. Читая современные израильские публикации про грязные религиозные районы, мошенничества ортодоксальных евреев со страховками и социальной помощью, их закрытость, фанатизм, паразитизм и распространяемую харедим коррупцию, кажется будто перечитываешь отчет Г.Р.Державина «Об отвращение в Белоруссии голода и устройстве быта евреев» за 1800 год.

Но появляющиеся в прессе и интернете периодические призывы прекратить финансовую поддержку харедим и пересмотреть статус кво в отношении религии и государства в Израиле остаются лишь сотрясением воздуха. Ортодоксы это гораздо более серьезная политическая и экономическая сила, чем представляется многим эмигрантам из стран бывшего СССР. Несмотря на бедность большинства харедим, руководство общины не страдает недостатком средств. Около 40% семей занимающихся алмазным бизнесом в Израиле – ортодоксы. Серьезные средства есть у религиозных евреев за рубежом, а бюджет многих ишив как раз и состоит из зарубежных пожертвований. Религиозные евреи в США и в других западных странах имеют своих лоббистов и представителей в институтах власти союзных Израилю держав. В случае открытого конфликта с сионистским государством харедим могут создать израильтянам множество проблем, как на национальном так и международном уровне.

Пока что пытаясь разрешить проблему ортодоксов, Биньямин Нетаньяху решил пойти по пути Николая Палкина, и начал призыв учеников ишив в армию, полагая, что ЦАХАЛь будет отличным «плавильным котлом» для знатоков Талмуда и Мишны. Харедим ответили на призыв новых кантонистов массовыми демонстрациями в Иерусалиме, которые были разогнаны с жестокостью, шокировавшей даже многих светских израильтян. Всем было очевидно, что люди с отличным религиозным образованием XV века будут только обузой в современной армии. Но правительство не собирается отказывается от своей идеи.

Таким образом, проблема ортодоксов на сегодняшний день остается неразрешимой для Израиля и продолжает усугубляться из-за увеличения процента харедим в израильском обществе. В конце XIX века, взирая на растущее число евреев в Российской империи, Константин Победоносцев, ментор великого Александра III, принял в их отношении политику «Треть крестятся, треть вымрут, треть эмигрирует».

Время покажет, к какой политике по отношению к харедим придут израильские власти.

http://september.media/archives/1967
Subscribe

  • Стихи Николая Клюева

    Гимн Великой Красной Армии Мы — красные солдаты. Священные штыки, За трудовые хаты Сомкнулися в полки. От Ладоги до Волги Взывает…

  • Е-95, Торжок и Вышний Волочек

    Начнем, пожалуй, с конца, легендарной трассы М-10 ака Е-95, воспетой еще Радищевым. Вообще я не понимаю, почему за 300 лет существования…

  • Суровый Питер XVIII века. (Из истории дипломатии)

    Оригинал взял здесь. Честно говоря, давно так не хохотал. Жаль не нашел источника всей этой прелести, но даже если это выдумка, то все равно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Стихи Николая Клюева

    Гимн Великой Красной Армии Мы — красные солдаты. Священные штыки, За трудовые хаты Сомкнулися в полки. От Ладоги до Волги Взывает…

  • Е-95, Торжок и Вышний Волочек

    Начнем, пожалуй, с конца, легендарной трассы М-10 ака Е-95, воспетой еще Радищевым. Вообще я не понимаю, почему за 300 лет существования…

  • Суровый Питер XVIII века. (Из истории дипломатии)

    Оригинал взял здесь. Честно говоря, давно так не хохотал. Жаль не нашел источника всей этой прелести, но даже если это выдумка, то все равно…