Заслуженный российский историк и если не ошибаюсь, научный руководитель известного в узких кругах жидотроцкистов Александра Резника, Борис Колоницкий, решил дать ответ на вопрос, поставленный еще Ярославом Гашеком: «-- Какие оскорбления наносятся государю императору спьяна?»
Для этого он не мудрствуя лукаво написал целую книжку под завлекательным названием «Трагическая эротика» Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны» в целом подтверждающую стародавнюю мудрость «жажда – ничто, имидж – все».
Разобрав светлый образ Николая II, Александры Федоровны, Марии Федоровны и великого князя Николая Николаевича, автор пришел к незамысловатым выводам.
1) Николай II начал войну как отец родной, а оказался сукою. Удивительно, что царю сильно подгадила водочная монополия, после чего за Николаем закрепился имидж алкоголика.
2) Александра Федоровна – малозаметная до войны, после охренительных успехов русских войск в 1915 году, стала символом всего светлого, что было в тогдашней жизни. Причем даже если императрица делал что-то толковое и хорошее, то все равно на ее карму это не влияло.
3) Мария Федоровна – шок, сенсация! В народ старушка воспринималась как вторая по значению распутница после Александры Федоровны. Ибо на лубочных картинках вдовствующая императрица была молодой и красивой, а мужики как то не задумывались, что с момента фотосессии уже полвека прошло.
4) Николай Николаевич – несмотря на все былинные фейлы непобедимого русского воинства оставался на коне до своей почетной ссылки на Кавказ. Ибо и без него у русского народа врагов хватало.
5) Типичный государев оскорбитель – пьяный, нобразованный, русский человек. Если Государя Императора оскорблял не пьяный, и не русской, то все равно добрые адвокаты стремились представить дело именно вышеуказанным образом, потому что по пьяни и невежеству сказать все что угодно можно, а вот если монарха оскорбит трезвый немец с высшим образованием, ну вы поняли…
6) Культ личности родился не при Сталине, не при Ленине, и даже не при Керенском (на что намекал Колоницкий еще в свой монографии о символах Русской революции), а еще до исторического материализма. Но и разложение культа личности тоже началось при царизме.
7) Слухи – зло.
Как всегда, Колоницкий радует множеством доставляющих сюжетов, например примером того как господа цензурировали свои мемуары и дневники оказавшись в Париже. Зинаида Гиппиус, писала 4 сентября 1915 года: «Правительство, в конце концов, не биться и немцев, ему наплевать на Россию в высокой степени. Царь – прежде всего предатель, а уже потом осел по упрямству и психопат». В заграничном издание текст звучал так: «Правительство, в конце концов, не биться и немцев». Или еще: «У Гришки охрана, у Хвостова своя, хвостовские наблюдают за Гришкиными, Гришкины - за хвостовскими. Сам же Гриша правит, пьет и фрейлин …. т. Федоровну по привычке». Публикуясь в свободном мире Гиппиус конечно же была более лаконичной «У Гришки охрана, у Хвостова своя, хвостовские наблюдают за Гришкиными, Гришкины - за хвостовскими.»
Простой же народ ожидал от царя батюшки только хорошее:
«Среди крестьян ряда губерний ходили слухи о том, что война затеяна для того, чтобы восстановить в России крепостное право, об этом сообщалось в письмах, перехваченных цензурой. Летом 1915 года в Казанской губернии говорили о том, что «баре нарочно ведут войну, чтобы перебить всех молодых, а потом закрепостить стариков и баб с ребятишками». В этих условиях проведение земской сельскохозяйственной переписи кормовых продуктов и скота в 1916 году породило панические слухи о возвращении крепостничества, что привело к возникновению настоящих бунтов в некоторых местностях (хотя, возможно, другой причиной волнений было опасение крестьян, что перепись приведет к увеличению налогообложения). В Подольской губернии, например, крестьяне и, особенно, крестьянки, опасавшиеся введения «панщины», порой набрасывались на священников, учителей и других лиц, которым было поручено проводить эту перепись. Они рвали уже составленные списки и заставляли писать приговор об уничтожении земства. Слухи о «восстановлении крепостного права» фиксировались и в декабре 1916 года»
Вообщем, книга интересная, хорошо написанная, на второстепенную тему – рекомендую скачать на флибусте для чтения на пляже.