haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Category:

Учителя эпохи сталнизма



Учителя эпохи сталинизма нелегким трудом завоевывали авторитет в классе

Для тех, кто интересуется, откуда в нашей стране взялось такое количество альтернативно одаренных пишущих всякий бред в ЖЖ и Фейсбуке рекомендую прочитать книгу Томаса Юинга, «Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 30-хх годов». Автор само собой разумеется, «тупой пиндос», ибо не православное это дела писать про советское образование. Наших сумрачных гениев от истории волнуют масоны, хитрый план Сталина, Ымперия и неизбежное падение доллара по отношению к шекелю.

В отличие от веселой коллективизации и захватывающей индустриализации, ликвидация неграмотности воспринимается в России как нечто само-собой разумеющееся. Построили школы, послали учителей и научили всех читать и писать. Вопрос стоимости банкета, почему-то ни разу не всплывал, а зря.

Между тем, как показывает Юинг и в этой сфере царил вполне ожидаемый «Ад и Израиль». Учителей хронически не хватало, поэтому в разных Хантымансийсках, шестнадцатилетняя дивчина с двумя годами опыта преподавания (!) считалась опытным педагогом. Школ естественно тоже не хватало, поэтому, занятия шли где в юрте, а где в свежеконфискованной кулацкой избе. Учителя не за зарплату, а за еду, которою удавалась выпросить у добрых селян. И т.д. и т.п.

Несмотря на эти временные трудности, упертые коммуняги все-таки своего добились, и к 1936 году дикие мужички в большинстве своем научились писать на уровне твитера - «Мы не рабы, рабы не мы» и т.д. Да и положение учителей стало постепенно улучшаться. Интересные личности писавших в РОНО – «Прошел с учениками 22 буквы алфавита, если есть еще буквы, высылает их немедленно, ибо не знаю, что преподавать дальше» были замененные на специалистов со средним и высшим образованием.

Юинг обращается внимание на феномен общественного консерватизма, влиявшего на образовательную политику. В то время в Москве продолжали экспериментировать с новыми формами преподавания, учителя на местах требовали повысить авторитет педагога и вернуться к порядкам времен царя-батюшки. А когда, во второй половине 30-хх эти процессы таки начались, преподаватели восприняли их «на ура!». Даже в эмиграции, учителя опрашиваемые в рамках Гарвардского проекта сокрушались, что в Совке нельзя бить учеников, как это принято в Европе.

И так, обратите внимание, было не только в педагогике. Архитекторы добровольно и с песнями, забили на передовой конструктивизм и начали строить нечто пафосное в духе сталинской эклектики. Без каких-либо нареканий принималась вся консервативная хрень, от запрета абортов до золотых погон. Народ – главный революционер? Ага, как же господа анархисты…

Ну и для развлечения:

Об учителях:

«Одна учительница, Курская, ударила ученика за то, что тот помешал ей надеть пальто, а другая учительница, Вышинская, вышвырнула ученика из класса только потому, что он вынужден был прийти в школу в галошах. На уроке литературы учитель выговаривал детям:
«Вы учитесь в фашистской, а не в советской школе. От учащихся царской школы вы ничем не отличаетесь. Они из кожи вон старались получить хорошие отметки, и вы так же бьетесь».
Учительница математики Ярошевская говорила коллегам в учительской: «Терпеть не могу детей». Директор школы Попов, разрешавший учителям бить учеников, старался исключить бедных детей, которые портили ему статистику, а отпущенные на одежду и оборудование классов средства потратил на мебель для своего кабинета. Согласно докладной записке, директор хотел, чтобы ученики дрожали в его присутствии».

Об учениках:

«Когда в московской школе Софья Львовна предложила ученику Косте убрать постороннюю книгу с парты, он бросил ее учительнице в лицо и крикнул: «На, подавись!». Но случались выходки и похлеще. В другой московской школе ученик выставил ногу в проход между партами и сделал подножку учителю; чтобы приятеля не наказали, его дружки потом сказали, что ничего не видели. В ленинградской школе учительницу во время урока привязали к стулу. Шестиклассники другой ленинградской школы просто разбирались с неугодными учителями: «Мы били их». В Поволжье первоклассник угрожал учителю: «Ты не смей на меня жаловаться, а то я тебя финкой пырну в бок». Других учителей шайки хулиганов угрожали избить за плохие оценки или просто за «неуважение» к ним. В начале 1937 г. учитель-словесник Зоя Пешехонова вела урок в школе близ г. Калинина, в это время в класс вошел шестнадцатилетний Илья Агеенко и сказал: «Я пришел, чтобы рассчитаться с тобой». Затем Агеенко поднял ружье и застрелил Пешехонову.»
Subscribe

  • The Under-man

    Известно, что концепция "недочеловека" возникла из теории американского либерального мыслителя Лотропа Стоддарда, создавшего понятие…

  • Любовь к Наполеону

    Сегодня был в Фермерском дворце в Петергофе (резиденции Александра II) и обратил внимание на огромное количество висящих там портретов…

  • Война Судного дня — сражение, которое изменило страну

    6 октября 1973 года, когда над Израилем запели шофары, призывающие верующих иудеев к посту и покаянию Судного дня, берега Суэцкого канала огласил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • The Under-man

    Известно, что концепция "недочеловека" возникла из теории американского либерального мыслителя Лотропа Стоддарда, создавшего понятие…

  • Любовь к Наполеону

    Сегодня был в Фермерском дворце в Петергофе (резиденции Александра II) и обратил внимание на огромное количество висящих там портретов…

  • Война Судного дня — сражение, которое изменило страну

    6 октября 1973 года, когда над Израилем запели шофары, призывающие верующих иудеев к посту и покаянию Судного дня, берега Суэцкого канала огласил…