По договору с эстонской республикой от 1939 года советское правительство получило право строительства башенной батареи на мысе Церель, для защиты Ирбенского пролива. Батарея состояла из двух двухорудийных 180-мм башенных установок МБ-2-180. Командовал батареей капитан A. M. Стебель.
Строительство велось силами 34-ого строительного батальона ВМФ и вольнонаемными местными жителями.
12 июля 1941 года батареи мыса Церель вступили в бой. В течение четырех месяцев они угрожали немецким коммуникациям, пока в октябре, солдаты вермахта все-таки прорвались на батарею. Оставшиеся в живых красноармейцы и краснофлотцы, включая и командира батареи, капитана Стебеля были казнены.
Сегодня, "замок временем скрыт, и укутан укрыт, в нежный плед из зеленых побегов". До позиции пушек Стебеля проехать практически невозможно - уже несколько лет дорогу к ним преграждает какая-то мега-лужа. Но наблюдательный пункт батареи посмотреть можно.

А что там внутри?

Вид вверх:

Вид вниз:

Вообщем, грустно и запущенно
Рядом, на холме искуственного происхождения, стоит небольшой обелиск, с которого ободрали все металлические элементы, включая и саму надпись

Холм наверное был бункером или складом боеприпасов
В центре холма находится вот такой колодец:

Ну и общий вид на загадочное возвышение

Ну, а вот здесь стояли батареи Первой мировой

Площадка для пушки, наверное для орудия "Канэ"

По-соседству пристроилась мемориальная доска: "Здесь было окончательно сломлено сопротивление нацистских войск в Эстонии". Да наступит день!

Дальше дорога ведет маяку Сырве. Это самое узкое место пролива. Телефоны здесь начинают принимать СМС - "Добро пожаловать в Латвию!"

Само место отличается редкой лепотой, около маяка есть чудное кафе, где хочется сесть и написать небольшой роман


За маяком начинается коса, с какими руинами советского милитаризма

Ну а дальше - долгая дорога в дюнах и море
