haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Categories:

«Инженеры Сталина»

Image Hosted by PiXS.ru


Несмотря на крайнюю занятость, я все-таки дочитал шикарную книгу Сюзанны Шаттенберг «Инженеры Сталина». Еще раз посетую, что нашему поколению приходиться учить отечественную историю из трудов иноземцев, ибо Колоницкий и Дюков это конечно хорошо, но мало, а прилавки магазинов завалены стариковским и фоменковским УГ.

Шаттенберг лучше читать вместе с работами Стивена Коткина, другого известнейшего автора трудов по индустриализации. Ну и Шейлу Фицпатрик сюда добавит. Так можно получить исчерпывающую картину становления советского гражданского общества и социальной мобильности в СССР. Советское поколение 1930-хх годов, впервые в истории получило уникальную возможность творческой самореализации, когда для вчерашних батраков и рабочих распахнулись двери высших учебных заведений, а затем открылись тысячи вакансий на самых невероятных проектах.

Некоторые вещи изложенные автором я уже знал. О том, что советское студенчество, обрадованное возможностью учиться, было исключительно лояльно системе, писал еще Григоров в книге «Повороты судьбы и произвол». О механизмах социальной мобильности и конфликтах между рабочими и инженерами, можно прочитать у вышеупомянутого Коткина.

Самой любопытной главой монографии, для меня стал раздел посвященный дореволюционным инженерам. По мнению Шаттенберг, дореволюционный инженер, был не организатором производства, а «эффективным менеджером» в ерническом смысле этого выражения. Получив после окончания учебы чиновнический пост, русский инженер (если находил хорошую работу) начинал вести светский образ жизни, пилил бабло и хрустел французской булкой. Работали же, как правило, иностранные экспаты и десятники-Ваньки на подхвате. Со временем, эта схема стала настолько привычной, что на русского инженера желающего что-то строить и что-то ковать, а не распределять финансовые потоки стали смотреть странно…

Рабочие инженеров сильно не любили, считая их холуями хозяев и паразитами-белоручками. Инженеры в свою очередь платили рабочим взаимной классовой ненавистью.

Вся эта милая картина, во-первых напоминает сегодняшние реалии РФ, когда звучат жалобы на молодых специалистов не умеющих завинчивать гайки, но точно знающие как считать бабло. Во-вторых, любопытно провести параллель между имперскими мега-инжинерами, и имперскими мега-офицерами, о которых в 20-ее годы так же писали много нелестных вещей (проиграли три войны, служат из под палки, некомпетентны, с барскими замашками).

Замечания. Шаттенберг рассматривает аварийность в советское время, как коренной порок советской плановой экономики, хотя не секрет, что с аварийностью было «все в порядке» и в царское время. Взять хотя бы многочисленные железнодорожные крушения, которые не миновали в свое время и царский поезд в Борках. Удивительно, почему автор, ссылаясь на многочисленные художественные и кинопроизведения, не использовала для иллюстрации отношения к советским инженерам «Золотой теленок». А ведь там представлен и классический «летун» инженер Талмудовский: «Квартира-свинюшник, театра нет, оклад... Извозчик! Пошел на вокзал!» и иностранный специалист, все никак не отправляют на производство…

Хотелось бы так же когда-нибудь прочитать продолжение, посвященное эволюции статуса советского инженера в послевоенное время, когда он, как известно, претерпел изрядную девальвацию. Может быть кто-нибудь из отечественных историков возьмет на себя сей труд?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal