haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Category:

О панславизме

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Как раз вовремя подоспела моя заметка о Панславизме, написанная за кровавые турецкие лиры для журнала "Гюндем Русья". Если фотографии нечитаемы, не расстраивайтесь, внизу прилагается печатный текст.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках


И собственно обещанный текст:

Со школьной скамьи мы привыкли, что понятия «Россия» и «панславизм» неразрывны друг от друга. Так ли это?  Текст учебников сух и лаконичен, но реальная история, интереснее сухих параграфов.

До начала XVII века жители России не испытывали большого интереса по отношению к балканским славянам. Государство и церковь поддерживали тесные контакты с великими восточными патриархами и знаменитыми монастырями, но почти все православные иерархи Востока были греками. Лишь изредка на Москве появлялись просители из бедных и малоизвестных монастырей Сербии и Болгарии, чтобы получить в дар от «Белого царя» богослужебные книги и серебряную утварь.

В 1659 года в Московское государство приехал человек, которого принято считать предтечей панславизма. Это был католический священник из Хорватии Юрий Крижанич. Он был деятельным миссионером, мечтавшим о создании единого славянского государства, объединенного скипетром русского царя и … святой католической верой. Естественно, что неординарные идеи Крижанича вызвал вопросы со стороны православного духовенства. Певца славянского единства отправили в Тобольск, где он провел в ссылке 16 лет, пытаясь создать общий славянский язык и сочиняя главную книгу своей жизни – «Политику».
                                                                                         
В XVIII веке контакты Российской империи с народами Балкан продолжали развиваться, но все эти связи носили вполне прагматичный характер. Многие южные славяне шли на русскую службу. Хорваты и словенцы были известны как хорошие моряки, а сербы, черногорцы и болгары пополняли ряды русской кавалерии. Несколько раз черногорские митрополиты выражали готовность перейти под покровительство Петербурга, но русское правительство оставляла подобные предложения без ответа, опасаясь дипломатических осложнений с Венецией, Османской империей и монархией Габсбургов. В годы царствования Екатерины II при петербургском дворе были популярны эллинофильские идеи, нашедшие свое выражение в знаменитом «Греческом проекте» воссоздания Византийской империи.

Бурные события Великой Французской революции и наполеоновских войн отвлекли внимания России от Балкан и их неспокойных обитателей, а когда после 1814 года пороховой дым рассеялся, на Руси с интересом узнали о появлении идеологии панславизма. Возникла она в Габсбургской империи, «лоскутном» государстве с крайне запутанными межнациональными отношениями. Не была согласия и в рядах певцов славянского единства.   Йозеф Добровский, Йозеф Юнгман, Людевит Гай мечтали о политическом и языковом объединении славян под властью России. Франтишек Палацкий призывал к переустройству Австрийской империи, с предоставлением, живущим в ней славянам более широких прав. Польские панслависты считали, что главную роль в объединении славян должна сыграть Польша.

Неудивительно, на первых порах панславизм вызвал в Петербурге больше беспокойства и тревожных вопросов, чем сочувствия. Что будет представлять собой это «славянская федерация» придуманная чешскими и польскими католиками? Уж не собираются ли они отделить Польшу от России? Или может быть они желают устроить революцию в Австрии и поколебать консервативные идеалы «Священного союза»?  А что делает в рядах панславистов известный революционер и разыскиваемый преступник Михаил Бакунин грозящийся создать славянское царство на руинах российской, австрийской и германской империй?

Неизвестно как бы сложилась судьба панславизма в  России, если бы 1830-1850-хх годах, группа московских интеллектуалов – Михаил Погодин, Константин Аксаков, Иван Кириевский, не предложили бы свой панславистский проект. Нетрудно догадаться, что он предусматривал объединение славянских народов под эгидой русского царя и истинной православной веры. Несмотря на очевидный монархизм и патриотизм первых русских панславистов, правительство Николая I восприняло их идеи без особого энтузиазма. И дело не только в том, что Николай Павлович считал, что все общественные начинания должны исходить из стен его дворца. Панславизм подразумевал радикальную перекройку европейских границ и предполагал активность славянских масс «жаждущих» объединения под скипетром царя-батюшки, что не могло вызвать удовольствия у «жандарма Европы».

Триумф русского панславизма был отложен на четыре десятилетия. Только  в царствование Александра II  идеи панславистов совпали с планами русского правительства по ликвидации последствий неудачной Крымской войны и интересами русских промышленников ищущих новые рынки сбыта на Балканах. Как вспоминал генерал Куропаткин: «Сочувствие  к славянам Балканского полуострова находило поддержку в Аничковском дворце у наследника-цесаревича и в Зимнем дворце у государыни Марии Александровны». Впрочем, медовый месяц панславистских идей в России продолжался недолго. Сербо-турецкая война 1876 года, на которую отправился отряд русских добровольцев, закончилась полным разгромом сербов. Русско-турецкая война 1877-1877 года была выиграна Россией. Получившая независимость Болгария должна была стать полигоном панславистского эксперимента по славянской интеграции, но  скоро выяснилось, что правительство молодой страны тяготится русской опеки.  

На Балканском полуострове в XIX веке идеи панславизма приобрели большую популярность в Сербии. Это небольшое государства первым завоевало независимость от Османской империи и видело себя «славянским Пьемонтом», который объединит все югославянские народы в единое государство, подобно тому как Пьемонт объединил Италию. Но здесь амбиции сербов столкнулись не только с интересами Османской империи и Болгарского королевства, но и с противодействием Австро-Венгрии.

Ведь именно за счет ее североитальянских владений произошло объединение Италии, а теперь и Сербия стала покушаться на земли населенные хорватами, сербами и словенцами.  Итогом сербо – австрийских противоречий стала Первая мировая война, начавшаяся после убийства наследника австрийского престола членом нелегальной сербской панславистской организации.

Удивительно, но именно сербские панслависты в конечном итоге осуществили свои планы, объединив в 1918 году  югославянские народы в единое государство – Югославию. Свою независимость сохранила только Болгария. В 1930-ее годы, правящие дома двух стран обсуждали возможность унии между государствами. Вопрос о вхождении Болгарии в состав Югославии был снова поднят после Второй мировой войны, но конфликт между Сталиным и Тито поставил на этих планах крест.

Как мы знаем югославский проект не выдержал испытания временем. В 1991 году югославская федерация рухнула в ходе жестокой гражданской войны между входившими в нее республикам и этого наверное говорит о том, что время панславизма прошло…


Subscribe

  • Технологии на службе Господа

    Как я уже писал несколько дней назад протестантская церковь Св. Анны уже полностью огламурилась и превратилась в лофт. Но на втором этаже там…

  • О вирусе

    С грустью посмотрев на календарь я обнаружил, что год назад я обещал гостям свозить их в Нарву и Тарту. Ага. Как же. Сегодня шутки про…

  • Пломбир, СССР и Свобода

    Когда я ностальгирую о СССР, я не вспоминаю о вкусном и дешевом пломбире, который так травмировал сознание либеральной интеллигенции. Ностальгия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments