haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Categories:

Националисты и распад СССР

Image Hosted by PiXS.ru

Контрреволюции конца 80-хх начала 90-хх годов были совершены союзом либералов и националистов. Если, странах Восточной Европы он является очевидным и по сей день, то в России либерально-националистический альянс несколько стерся из памяти народной. Так получилось, что в Польшах и Эстониях либералы и националисты дружно поделили кабинеты власти и стали править долго и счастливо, а в этой стране, «русскую партию в КПСС» и «писателей -деревенщиков» либералы успешно оставили не у дел. Ну, а потом, о совместных усилиях по развалу Союза сторонам стало вспоминать как-то уже неудобно. Лишь при Путине некоторых националистов снова призвали на идеологический фронт, да и появление фигуры Навального заставило заговорить о новом либерально-националистическом союзе.

Пропаганда тогдашних националистов, очень напоминала агитацию современных нацдемов:

Помощник Горбачева по международным делам Анатолий Черняев: «В русском народе вверх берет не «единая и неделимая», а национализм как таковой: пошли они, мол, все эти инородцы (…)обойдемся без них, бремя на шее России»

"Русский этнонационализм кристаллизовался в антисоюзной «распутинской» форме (по имени известного писателя Валентина Распутина, провозгласившего желательность выхода России из СССР на Первом Съезде народных депутатов в 1989 году [рано начали, уже в 1989! - Г.А.]). Атаке подверглись базовые принципы устройства сверхдержавы: широта внешнеполитических устремлений, военная мощь, мобилизационный характер экономики, необходимость жертв примат государственных интересов. Кампания проводилась под флагом критики коммунизма («Наш современник») или его «неправильного» воплощения («Молодая гвардия»), но фактически в ее прицеле оказались признаки, общи для СССР и Российской империи: гипертрофия армии и военной промышленности, низкая цена жизни солдата, убыточность многих провинций, приобретенных без экономического расчета, как плацдармы, а не приносящие прибыль колонии.



Популярные в то время выкладки, доказывающие невыгодность пребывания РСФСР в Союзе, при всей своей экономической наивности симптоматичны как явление общественного сознания. Их появление свидетельствует, во-первых, самоопределение России в границах РСФСР, а не Российской империи, во-вторых о размывании этики демонстративного аскетизма, самопожертвования ради единства интересов. Держава из сакральной ценности превратилась в объект бухгалтерского учета, что для русской идеологической традиции беспрецедентно. Журнал «Наш современник» призывает не «жалеть об уходящем величии коммунистического «центра мира», упоминая в перечне утраченных в ходе строительстве сверхдержавы ценностей о «достойной человека сытой и обеспеченной жизни». Дальше следует призыв «избавиться от тех областей, чье пребывание в составе нашей державы по каким-то причинам (геополитическим, военно-стратегическим, демографическим или экономическим) нецелесообразно. Антисоюзная компания была поддержана «Молодой гвардией», другим популярным журналом русской этнонациональной ориентации: «Пусть прибалты действительно станут хозяевами своей земли (как и другие народы страны). Захочет большинство из них – пусть даже выходя из Союза». «Не суждено ли нашему союзу рано или поздно разъединиться. Почему бы и нет?» Критика космических и военных программ, экологические протесты против деятельности крупных предприятий, призывы отозвать русских солдат из горячих точек», а русское население - из нестабильных республик, имели антисоюзный подтекст».

Дмитрий Эпштейн. Советский патриотизм 1985-1991. Стр.295 Национализм в позднее и посткоммунистической Европе.

«…весной 1990 года даже именитые сторонники имперского державного государства склонились в пользу отказа от империи. Примером может служить журналист и писатель Александр Проханов (род.1938) (…) Этот публицист, которые западные специалисты считают неутомимым борцом за сохранение СССР, весной 1990 года назвал выход России из СССР «освобождением от честолюбивых республик».

Франц Прайслер Усиление функций русского этнонационализма. 1990-е годы

Subscribe

  • "Голубой человек"

    Наконец прочитал книгу о которой много слышал - "Голубой человек" Лазаря Лагина. Вопреки названию, это роман не про гея, а про…

  • Нам пишут из святой земли

    За выходные накопилось некоторое количество интересных новостей из Земли Обетованной. 1. Прежде всего рад всех порадовать, что сбежавшая в Сирию…

  • Не праздничный пост

    Не совсем праздничный пост, хотя конечно всех поздравляю с Днем советской армии! А теперь по пунктам: 1. Несмотря на арктический мороз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • "Голубой человек"

    Наконец прочитал книгу о которой много слышал - "Голубой человек" Лазаря Лагина. Вопреки названию, это роман не про гея, а про…

  • Нам пишут из святой земли

    За выходные накопилось некоторое количество интересных новостей из Земли Обетованной. 1. Прежде всего рад всех порадовать, что сбежавшая в Сирию…

  • Не праздничный пост

    Не совсем праздничный пост, хотя конечно всех поздравляю с Днем советской армии! А теперь по пунктам: 1. Несмотря на арктический мороз…