Вообще работ о европейском революционном движение начавшемся после Краха третьего рейха у нас довольно мало, поэтому приходится выуживать крохи в работах буржуазных авторов.
У Кита Лоу в книге «Жестокий континент» есть несколько глав посвященных коммунистическому и рабочему движению во Франции, Италии и Греции, после 1945 года. Масштабы событий во Франции и Италии, откровенно поражают. Приведем лишь один абзац:
«В Италии, где негодование коммунистов разгорелось из-за тяжелого поражения их партии на выборах 1948 г. и покушения на Пальмиро Тольятти в июле того же года, гражданские беспорядки были хуже, чем во Франции. Коммунисты ответили серией забастовок, бунтов, похищений людей и даже саботажем на железных дорогах страны, протянувшихся с севера на юг. В ответ на это итальянское правительство запустило циничную программу антикоммунистических мер, в ходе которой были произведены массовые аресты профсоюзных деятелей, бывших партизан и членов компартии. Это была явная попытка запугивания, о чем свидетельствуют результаты арестов. Из 90–95 тысяч коммунистов и бывших партизан, арестованных в период между осенью 1948 г. и 1951 г. [нехило так ребята демократию строили, не понимаю, какие у них вообще вопросы по поводу «советизации» Восточной Европы были - Г.А.], только 19 тысячам человек было предъявлено обвинение и только 7 тысяч признаны виновными в том или ином преступлении. Остальные в течение разного времени содержались в «превентивном тюремном заключении». Речь шла о партийном ядре, особенно бывших партизанах, к ним применили самые жестокие меры. Из 1697 бывших партизан, арестованных в 1948–1954 гг., 884 человека были осуждены в общей сложности на 5806 лет тюремного заключения. Некоторых судили за преступления, совершенные во время освобождения, несмотря на предполагаемые амнистии, объявленные в 1946 г. Этот «суд над Сопротивлением» был гораздо более жестоким, чем какие-либо чистки общества от фашистов. Его смысл понятен: «герои» 1945 г., освободившие север Италии от власти фашистов, в конце концов стали новыми врагами».
И здесь снова встает вопрос о возможности революции в латинских странах в этот период. С одной стороны авторитет коммунистов велик как никогда. В Италии они фактически контролируют индустриальные районы страны. В их распоряжении значительные отряды бывших партизан. И пожалуй, самое важно – у рабочих (в Италии) появился шанс заручиться поддержкой крестьянства. Если раньше, солдаты-крестьяне с Сицилии и бедного юга подавляли выступления туринской рабочих так как «они все буржуи, имеют ботинки и часы», до к 1950-ому году Италия была охвачена аграрным движением. Лоу пишет, что в захватах помещичьих земель принимали участие до 80 тысяч крестьян, а режим подавлял это движение «еще более жестоко, чем в 1943 г.»
С другой стороны, против «красной угрозы» объединилась буржуазия, церковь, бывшие фашисты, мафия. Это было бы не смертельно, если Италия, к тому же не была бы оккупированной страной. По всей ее территории были разбросаны американские войска. Не стоит сомневаться, что в условиях начинающейся «Холодной войны» они немедленно выступили на подавление пролетарской революции.
И вот, что прикажете делать в такой ситуации? С одной стороны, долг каждого революционера совершать революцию при благоприятных условиях. С другой стороны, существовала вероятность, что восстание закончится бойней.
И еще один любопытный момент. ИКП в итоге отказалась от восстания, вписалась в режим и в итоге слилась в УГ. Греческая компартия несколько лет руководила партизанской войной против монархистов и англичан, долгие годы была под запретом, а сегодня остается одной из самых радикальных компартий Европы. Я не делаю из этого однозначных выводов, так как между 1949 и 2014 году в Европе произошло много событий, повлиявших на ситуацию в этих компартиях, но осадочек остался…