Не знаю, кто, что делает по воскресеньям, а я на этих выходных удачно совместил полезное с приятным и повез пару гостей нашего города в Териоки.
Сперва мы заехали на кладбище в Комарово. Что я могу сказать… Это самое красивое и ухоженное кладбище, что я видел в России. Правда, как-то в Москве я попал на армянский погост, но там просто неприличная роскошь. А здесь сосны, ухоженные могилки, красивые мостики, интересные памятники, исключительно рукопожатная публика в гробиках. Завтра фотографии некоторых могил выложу отдельно.
Затем по Зеленогорскому шоссе доехали до Териоки. Показал людям стенбоковскую кирху, собор Казанской богоматери, 445-ую школу и парк. Затем поехали вдоль Приморского шоссе к Питеру. Воистину уместно поблагодарить Творца, за то, что он дает возможность прокатиться в солнечный октябрьский день на велосипеде вдоль Комаровского берега в вихре падающих золотых листьев.
Постепенно доехали до Пенат, где обитал хитрый дедушка Илья Репин. Как и полагается лицу претендующему на место национального гения, товарищ был «и вашим и нашим». С одной стороны, старательно малевал портреты Николая Святого-Кровавого и всяких генералов, с другой, писал «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Мэтр успел подлизнуть даже Александру Федоровичу Керенскому, а вот с большевиками отношения у него не заладились.
Есть две версии, почему Репин не написал портрета Ленина и Троцкого: а) Раскулачив банки, большевики лишили художника всего того, что он нажил непосильным трудом, перерисовывая всех VIPов Российской империи. б) Большевики отменили букву «Ъ». Вот тут недавно даже очередная годовщина была этого знаменательного событий, когда комуняги потешались над ностальгирующими любителями французской булки, а ведь зря. Репин до революции писался как «Ръпин». А после реформы алфавита, пошли разговоры, что фамилию художника будут произносить как «Рёпин». Маэстро это очень огорчало…
Народа в музее было очень много. Видимо после недавних заявлений обиженных верующих, посещать Пенаты стало рукопожатно. Я конечно не удержался и спросил, - «а правда, что у Ильи Ефимовича после написания картины «Иван Грозный и его сын Иван» рука отсохла?» Мне сказали, что рука отсохла, но потом. А в конце жизни Репин еще и рисовал полотно на богоугодные темы – грехи замаливал!
Сам музей Пенаты, место странное. Огромное количество обслуживающего персонала – три человека в гардеробе, смотритель в каждой комнате, но не одного экскурсовода! В каждом зале включают магнитофонную запись экскурсии. Отношение к посетителям - обескураживающее. Сначала мы получили втык за попытку пристегнуть велосипеды к скамье – «Не газон не ставить, не пристегивайте, не украду!» (Ага, дух Репина защитит). Затем – «Бахилы завязываете не правильно», «Купюру разомните и подайте снова», «Куртки сдавайте, а теперь сдавайте и рюкзаки!» Где тут у нас любители сокращений расходов на науку? Фас! Тем более, что оригинал усадьбы был сожжен в 1944 году, а здание показываемое туристам это новодел.
В усадьбе царит атмосфера скромности, которая была создана Репиным за очень большие деньги. Интерес вызывает круглый стол, за которым супруга художника, госпожа Нордман, кормила забегающих на огонек Шаляпиных сеном. («Осталось одно сено, но не было между французами г-жи Нордман-Северовой, чтобы сварить им из сена бульон, курицу и компот».)
Вернулся я домой, в хорошем настроение после контакта с природой и прекрасным, а тут мне Шрайбман пишет: «В Москве погромы». Тьфу.