haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Categories:

Руссоцентримз + война = идеология СССР?



Закончил читать книгу Д.Л. Бранденбергера, Национал-Большевизм. Сталинская культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956 гг). Очень любопытно. Кратко формулирую основные тезисы автора.

Поворот к использованию русских национальных символов в советской пропаганде стал намечаться с конца 20-хх годов, когда выяснились, что неграмотных мужичков сложно мобилизовать на защиту пролетарского отечества исключительно на основе лозунгов марксизма-ленинизма. (Слишком абстрактно для землепашцев).

Для обозначения этой политики Бранденбергер использует не термин национализм, а «руссоцентризм». По его мнению, власть подчеркивала роль русского народа в создании Великой Русской империи, которая плавно переросла в СССР, поскольку эта популистская пропаганда хорошо усваивалась мужиками с тремя классами образования, и помогала мобилизовать русских на различные созидательно-оборонительные мероприятия. (Так и хочет вспомнить про кровавого Лейбу Бронштейна хитро использующего русских для топки мировой революции).

Своего пика эта пропаганда достигла в годы ВОВ, когда всякое сомнение в благой миссии Российской империи приравнивалась к измене родины. Не удержусь и приведу отзыв Начальника управления агитации и пропаганды Г.Ф. Александрова на «Историю Казахской ССР»:

«10 книга анти-русская, так как симпатии авторов на стороне восставших против царизма; никаких оправданий для России она не показывает;»

Как говориться, без комментариев.

После войны, политика «руссоцентризма» была скорректирована. С одной стороны чрезмерное восхваления царей и господ офицеров было свернуто. Следовала объяснять народу, что хотя Суворов и Петр I были крутыми ребятам, но Жуков и Сталин все равно круче. Потому что наши, советские. С другой стороны, в союзных республиках были жестко завинчены гайки. Никакой «пропаганды ханов». Народы республик слезли с дерева благоденствовали благодаря связям с Россией и не наоборот. Когда украинский историки, случайно заикнулись о том, что вместе Александром Невским натиск ворогов на Русь сдерживал и расовый укр Даниил Галицкий, им вежливо объяснили, что мол «не ровняйте». Саша Невский все сдержал один, а ваш Галицкий занимался там своими местными разборками. Кстати, урок усвоили и белорусские историки, и о помощи Полоцка в борьбе с немецкой агрессией уже не заикались.

К пропаганде руссоцентризма добавился и культ войны. Как резюмирует автор, если по Ленину коммунизм это «советская власть плюс электрификация всей страны», то с середины 1940-хх годов возобладала схема коммунизм это «русификация плюс культ войны». Все трудности 30-хх – это ради нее. А победить мог только замечательный народ возглавляемый замечательной партией.

Затем, любопытно, что по мнению Бранденбергера, Сталин русским националистом не был. Руссоцентризм, как уже было замечено выше, он использовал для мобилизации мужичков на трудовые и ратные подвиги, но попытки политической самоорганизации в интересах русской нации он давил с корнем. Примером тому может быть «Ленинградское дело», когда питерский горком заговорил об отдельной компартии РСФСР и дорого за это поплатился.

Еще один любопытный факт изложенный в книге. Много написано о «ленинском призыве» 1924 года, когда партия пополнилась лояльными и недалекими «хомячками Сталина». Бранденбергер пишет о новом поколение призванном в партию после и во время войны, чтобы залатать потери в кадрах. Беда была в том, что идейно-политический уровень у этих людей был ниже плинтуса. По объективным причинам школьное образование в годы войны переживало кризис, а из истории учителя преподавали только актуальные патриотические материалы, про то как Брусилов в 1916 году немцам накостылял. Результат? «Значительная часть [новых членов партии] отстала и не владеет элементарными знаниями по истории, теории и политике партии».

Примеры?

"Мне многое непонятно из истории ВКП(б). Хочу, чтобы мне разъяснили, что такое социализм, коммунизм, а мне об этом никто не рассказывает». [Катаева, работница Фабрики № 2 г. Коврова, член партии с 1944 года]."

«К примеру, Репин, член парткома Георгиевской машинно-тракторной станции под Ставрополем, отвечающий за политическую агитацию на своем предприятии, настаивал в 1946 году на том, что знаком с «Кратким курсом». Однако после проверки инспекторы с отчаянием докладывали, что «Репин не знает, когда была Октябрьская социалистическая революция, не знает количества союзных республик в СССР, не мог назвать ни одного столичного города из союзных республик, на вопрос, кто является Председателем Совета Министров СССР, ответил «товарищ Жданов», не знает, кто Председатель Верховного Совета СССР».


Конечно, Бранденбергер об этом не пишет, но ведь кажется именно это поколение пришло в к власти в СССР в 1980-ее годы?
Subscribe

  • После экскурсии по местам Достоевского

    Главное, что я подчеркнул из прогулки по местам Достоевского, это тезис, что «город был соучастником преступления Раскольникова». «Случайно» услышал…

  • Пропаганда строится на двоемыслие

    Почему либеральный феминизм способствует угнетению трудящихся женщин? Почему феминистки приняли националистическую…

  • 140 лет Зиновьеву

    Незаметное проходит 140-летие великого украинца Григория Евсеевича Зиновьева. Фигура, чьи слабости и политические неудачи, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • После экскурсии по местам Достоевского

    Главное, что я подчеркнул из прогулки по местам Достоевского, это тезис, что «город был соучастником преступления Раскольникова». «Случайно» услышал…

  • Пропаганда строится на двоемыслие

    Почему либеральный феминизм способствует угнетению трудящихся женщин? Почему феминистки приняли националистическую…

  • 140 лет Зиновьеву

    Незаметное проходит 140-летие великого украинца Григория Евсеевича Зиновьева. Фигура, чьи слабости и политические неудачи, в…