На позапрошлой неделе я побывал в Полоцке и в Витебске, что повлекло за собой составление небольшого историко-краеведческого отчета для начальства. В ходе изысканий в сети, наткнулся на очень любопытный сюжет, связанный с историей Софийского собора в Полоцке. Для тех кто не в танке, напоминаю, что София в Полоцке, это один из трех известнейших Софийских собор Киевской Руси. Строили его византийцы в XI веке. Ну, а мы переносимся в год 1705 от рождества пророка Исы (мир ему!)
11 июля. Вечер. Верующих в соборе уже нет. В храме молятся только шесть священников и монахов базилиан. (Напоминаем, что собор в эту пору принадлежит униатам). Вдруг распахивается дверь и на пороге появляется православный царь-батюшка Петр Алексеевич, его полюбовник Меньшиков и несколько гвардейцев. В состоянии легкого алкогольного опьянения. - «А чё это у вас такое происходит? А? Хочу посмотреть!». Ну у священников с монахами ясное дело поджилки затряслись, но делать нечего, поспоришь тут с двухметровым алкашом. Викарий Зайковский отрывается от молитвы (царя больше боялся чем Бога!) и повел VIP тур по собору. «Посмотрите налево, посмотрите направо…» Так дошли до иконы Иосафата Кунцевича, тролля, лжеца и девственника, дотроллившегося до мученической кончины. Расслабившийся Зайковский бодро изложил Петру житие святого, видимо не замечая доброго, ласкового, взгляда государя, который под конец не выдержал и спросил: «Кто же отправил его на тот свет?» Тут то викарий понял, что в лица царя его посетил белый полярный лис… Косо поглядывая на пол Зайковский промолвил: «Святого отца Иосафата лишили жизни витебские схизматики».
Ну тут у Петра понятное дело крышу и снесло. Зайковский был послан в нокаут мощным ударом кулака, потом побит тростью, а затем порублен саблей. Верный Алексашка зарубил проповедника Феофана Кальбечинского, как раз в тот момент когда бедняга принимал причастие. Прочие божьи люди стали жертвой офицеров - собутыльников Петра.
Затем солдаты забрали в лагерь архимандрита Софийского собора Якуба Кизиковского. Старика всю ночь пытали, чтобы узнать где спрятана храмовая казна, а утром повесили. Такую же смерть принял недорубленный Петром Зайковский. Пятерых убитых царь приказал сжечь, чтобы их мощи не стали объектом поклонения. Софийский собор был отдан на разграбление солдатам. Затем в храме был устроен склад амуниции, а если верить клеветникам России, то и конюшня. В подвале были сложены бочки с порохом.
1 мая 1710 года, в день Международной солидарности трудящихся пороховой склад в Софийском соборе взорвался и памятник древнерусского зодчества был уничтожен.
В документах Кабинета Петра I было сказано, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов». Вот так. Сами виноваты.