Ряд издательств анонсировало выход новой книги: "Похождение прапорщика Климова". Речь идет о мемуарах XVIII века, которые сотрудники Пушкинского дома обнаружили в архивах Державина. Краткое описание драмы выглядет более чем заманчиво:
История его жизни удивительна. Алексей Климов был прапорщиком, и полк его отправлялся на войну с пруссаками (которую мы знаем как Семилетнюю). Во время привала, когда офицеры расслаблялись в какой-то харчевне, их взяли в плен. И отправили воевать — только теперь уже на стороне прусской армии. Тогда это была обычная практика, когда пленных не отправляли не в лагеря, а сразу на поле боя. Например, на стороне прусского короля Фридриха в Семилетней войне воевало не менее 15 тысяч русских солдат, попавших в плен. В том числе и прапорщик Климов, рязанский дворянин, стал вахмистром в кавалерийском полку. Потом он был ранен, сбежал, попал снова в плен — только на этот раз к австрийцам, и успел повоевать и в армии австрийского короля. После его нашли прусские эмиссары, разыскивавшие дезертиров, чуть не расстреляли под барабанный бой, Климов ожидал казни, но судьба оказалась благосклонной — его простили и даже назначили пенсию как инвалиду, три прусских талера. Впрочем, он не стал ее дожидаться и рванул на родину. Опираясь на костыль, проковылял пол-Европы — Пруссию, Польщу, Украину, Галицию. Вернувшись в родное имение, обнаружил, что жена его умерла, а сын уехал. И вот одинокий старик, прапорщик Климов пишет императрице прошение о назначении пенсии, да рассказывает о своей жизни.
Если это не подделка, то речь идет о редкой вкусняшке. Болотов со своими записками нервно курит в углу своего гроба. Правда, "15 тысяч русских воевавших на стороне пруссаков" это кажется перебор. И в целом сюжет напоминает какие-то истории второй мировой. "Сражался в РККА, попал в плен, вступил в вермахт, попал на Западный фронт, снова плен, вступил в американскую армию, вернулся на родину..."
Любопытно, на что расчитывал сабж подавая прошение Екатерине? Или Климов полагал, что пенсии назначаются только после дезертирства и показательного расстрела?