Просматривая современные фильмы, порой возникает впечатление, что жители Средних веков за исключением нескольких злокозненных церковников и их немногочисленных фанатичных последователей были если не тайными атеистами, то людьми в высшей степени терпимыми и свободомыслящими. Ну вот взять хотя бы «Капитана Алатристе». Собирается Диего Бальбоа прирезать наемника Малатесте, но перед финальным ударом интересуется «Ты ведь знаешь, что ТАМ ничего нет?» Тот конечно все знает и с чистой совестью отправляется в небытие. Какие, однако, продвинутые наемные убийцы жили в Мадриде в XVII веке… Любопытно, что если верить современникам, испанцы того времени, получив кусок железа в живот, в аналогичных обстоятельствах, очень громко призывали священника, желая ему исповедоваться, чем сильно мешали мирно спавшим горожанам…
Реально толерантным людям приходилось в прошлом не сладко. Простым вольнодумцам, я полагаю, хватало ума держать язык за зубами до XVIII века. А у знатных «толерастов» была масса проблем. Возьмем, к примеру, Фридриха II Сицилийского правящего в XIII веке. Современники с гневом писали, как король любит ходить в сарацинских одеждах, завел себе гарем, сарацинскую охрану, говорит по-арабски и бухает в компании мусульман. (Как верно отметил, Дмитрий Харитонович, вероятно, это были плохие мусульмане.) А немецкий историк Вильгельм Вис прошелся по сабжу еще хлеще: «Прежде чем насмехаться над узостью мышления прошедших времен, попробуем представить себе на минуту, как на пике «холодной войны» американский президент держит личную охрану из сотрудников ГПУ… разместив вблизи Вашингтона казачий полк, и, окруженный русскими женщинами, ученными, советниками и художниками, объясняет происходящие тем, что Карл Маркс и Ленин были все-таки good old fellows…»
Любопытно, что и мусульмане (кроме алкоголиков) смотрели на терпимого короля Фридриха без восторга. Как писал один сарацинский хронист «Судя по его речам, он был безбожником и лишь разыгрывал из себя христианина».
Так что вряд ли стоит искать в Средневековье свободомыслие и терпимость в нашем понимании. А вот вольнодумство и в ту эпоху встречалось довольно часто, может быть даже чаще чем сейчас. Но оно было ограничено общепринятыми религиозными понятиями и представлениями.