Наша пресса отличается поразительным талантом упускать интересные события. Вот вчера наш город посетил Тарик Рамадан (не перепутайте с Тариком Али!), человек входящий в какой-то буржуйский ТОП-100 ведущих интеллектуалов планеты, и что, кто-то об этом написал? Подходя к конференц-залу с феерическим названием «Буржуа» я не видел ни толп репортеров, не телекамер. Непрофессионально наши СМИ работают.
В двух словах о Рамадане (How is how): исламский богослов, профессор Оксфорда и еще дюжины вузов, внук Хасана аль-Банна, основателя организации «Братья-мусульмане». Известность ему принесли работы посвященные адаптации ислама к европейской культуре. Вечером, за ужином, я не удержался и спросил у Рамадана: как он относится к сравнению его с еврейским просветителем и пионером «Хаскалы» Моше Маймонидом. Профессор милостиво согласился, что некоторые параллели есть, но заметил, что в отличии от Майомонида он не склонен проводить жесткие параллели между личным и публичным пространстве и т.д. и т.п.
В Питере Рамадан прочитал лекцию посвященную религиозной этике в светском обществе. Как обычно, кратко перечислю наиболее запомнившие мне тезисы:
«Светское общество присутствует повсюду, в том числе и на Ближнем Востоке. И в арабских странах говорят об отделение религии от государства.
Нужно быть открытым для других взглядов не на эмоциональном уровне, а на базисном уровне. Требуется не толерантность, а уважение к представителям другой религии, культуры, точки зрения, это обеспечивает равенство.
В светском обществе мусульмане должны ощущать высокое чувство ответственности. Помнить, что у тебя есть не только права, но и обязанности и что права есть и у других и их надо уважать. Необходимо выйти за рамки своего эго, которое есть тюрьма.
Лучшая книга после Корана - «Браться Карамазовы» Достоевского, где сказано, что «без Бога все позволено». Речь идет об ответственности и ограничениях данных Аллахом. В свою очередь есть и секулярная версия ограничений, изложенная например в концепции коллективной морали Сартра».
Далее Рамадан дал свое определение понятию секуляризации. По его мнению это:
1) Власть исходящая от народа, а не от Бога
2) Независимость знания (хотя бы от религиозных догм)
3) Свобода выбора. Аллах дал свободу верить или не верить, хотя мог сотворить всех верующими.
Лектор затронул и актуальные события. По его словам самая главная сила в современном мире это экономика. ТНК, «эксперты», «технократы», которых никто не выбирал. Есть проблема совместимости экономики с этикой и демократией.
Понять арабскую весну можно через экономику. Люди говорят: «Мы не хотим коррупции, мы хотим демократии, а не ТНК». Проблема религиозных людей это их мечты и соответствия их с реальность.
Если вы серьезно относитесь к Богу, то надо уважительно относиться к природе и животным. Как фастфуд может быть халальным? Это нонсенс. Я хочу есть медленно. (Это пять! - Г.А.)
Необходимо расширять границы дискуса. Либералы уже 25 лет говорят внутри своей тусовки, это уже стало бизнесом, но надо расширять круг общения и говорить со всеми.
После лекции, общественность задал лектору интересные и оригинальные вопросы. На вопрос о перспективах демократии в арабском мире Рамадан ехидно заметил, что те кто возмущается победой на выборах исламистов, почти полвека не имели никаких вопросов к диктатурам в Египте или Сирии, а так же к разным интересным режимам в Саудовской Аравии и т.д. Профессор так же заметил, что на Западе возмущены отсутствием гей-парадов в нынешнем Египте, но их запрет при Мубараке почему-то тотально игнорируется.
По мнению Рамадана главная угроза демократии в Египте, это не исламисты, а возврат к диктатуре военных.
Докладчик так же заметил, что он предлагает ввести мораторий на смертную казнь в исламском мире. Изначально, на применение высшей меры в исламе накладывалось много ограничений. А сегодня есть проблема, что жертвами смертной казни чаще всего становятся наиболее социально не защищенные слой, в то время как высокопоставленным преступникам и грешникам удается избегать наказания.
Любопытную точку зрения выразил Рамадан и по поводу смертной казни для вероотступников. По его мнению, это относилось только к шпионам, которые в эпоху Пророка принимали Ислам для вида, а затем, выполнив разведывательную миссию оставляли веру.
Разумеется, был поднят вопрос о распоясавшихся ахтунгах. Рамадан устало заметил, что этот вопрос поднимают повсюду. Разумеется есть принципиальные моменты. Все религии против гомосексуализма. Даже далай- лама против (А-А-А!!) Мусульманин должен сказать гею – я тебя уважаю как человека, но действий твоих не одобряю, а затем довести свою точку зрения до окружающих.
Вообще, как заметил Рамадан, надо менять не ислам, а мозги мусульман (и не только их Г.А,)
Под конец Рамадан подчеркнул, что в этом мире надо быть ближе к бедным. Намаз совершается 5 раз в день, пост Рамадан - месяц, а милостыню, закият, надо творить всю жизнь.
Закончил Тарик Рамадан свою встречу с общественностью чрезвычайно важным тезисом, что мусульманин не должен забывать и об ответственности по отношению к себе любимому! Глубокая, правильная, верная теза!