В течение многих лет, я мечтал посетить наш Большой Театр Кукол на Некрасова, где не был с детства, но по странной иронии судьбы, мне пришлось смотреть спектакль БТК в Таллине.
В здание «Русского театра» шел «Бармалей» в постановке Руслана Кудашева. Замечу, что уже одно здание «Вене театр», своей аляповатой роскошью, заслуживает отдельного поста. Резьба, раскраска под позолоту и под малахит, стаи голых баб на потолке («а в небе бабы голые летят») все это уже должно было навести на мысль, что спектакль будет не децким.
Сразу скажу, что постановка мне понравилась, хотя это абсолютно психоделическая вещь типа «Ежика в тумане». Для лучшего восприятия, кудашовского «Бармалея» надо смотреть в компании укурившихся торчков, затягивая ВЕЩЕСТВА. Режиссер и актеры расскрыли своей работой всю подноготную жуткой истории Чуковского: городские детишки в джунглях, нарушают экобаланс, вызывают к жизнь жуткого монстра, которого побеждает еще более жуткий монстр… Все это сопровождается сценами дикого насилия (сжигание Айболита) и педофилии. Финальный монолог про любовь к детям звучит по нынешним временам однозначно криминально и подстрекательски.
Бармалей напоминает на анонимный ужас из «Монстро», горилла – Кинг-Конга, крокодил – вырвавшегося на свободу динозавра, одна лишь акула-каракула вызывает некую симпатию и сочувствие.
К моему удивлению таллиннские дети не забились в ужасе под стулья, а очень активно пошли на контакт с актерами. После классической фразы «Не ходите дети в Африку гулять» из зала раздался громкий детский голос – «А я и так не хожу!» Первые десять минут после каждого упоминания «злого разбойника» следовало дружное скандирование - «Бармалей!» Кстати, в трактовке Кудашова, Бармалей в конце-концов все равно помер. Извлечение из желудка крокодила ему не помогло, а перспектива поездки в Ленинград доканала.
P/S Не одной куклы в этом спектале я ни видел.