Сегодня утром вернулся из Чертограда (а именно это название, если верить Алексею Толстому зловредный Петр хотел дать стольному городу Москве).
Первый день я посветил праведным трудам, которые вершились прямо в логове кровавой гебни – ДК ГУВД (который в свою очередь расположен напротив Бутырки). Московским детям был показан добрый, смешной и жизнеутверждающий спектакль, в котором половину действующих лиц, по ходу действия, распихали по мешкам и утопили самым жалким способом. А вы все «дурной влияние Голливуда, дурное влияние Голливуда…» Народные сказки надо меньше читать.
На следующий день, я хорошо выспался, и отдал должное культурной программе, поехав в Царицино. Для жителей моего любимого северного болота, и прочих Мухосрансков позволю, себе напомнить, что Царицино это такой дворцово-парковый комплекс названный в честь станции метро «Царицыно».
До исторического материализма, эта холмисто-болотистая местность называлась просто и по-русски – «Черная Грязь». Затем Екатерина II пожелала построить себе на этом месте дворец и неблагозвучное название было будущего дворцово-паркового комплекса было заменено на «Царицыно» (копия указа можно видеть на экспозиции). Дальнейшая история Царицыно напоминала заморочки с Константиновским дворцом.
Дворце построенный Баженовым не понравился матушке-царице и она приказала все сломать и перестроить. Как только перестройка подошла к концу, на престоле уже сидел ее сын Павел, который приказал работы по Царицыно прекратить. С этого момента, сменявшие друг-друга кровавые режимы махнули на недостроенный дворец рукой. Постройки медленно разрушались и превращались в живописные руины, излюбленное место прогулок москвичей. Шли годы…
Благодаря своим талантам и протестантской этике (откуда взялась эта этика мне не очень понятно. Кукуй постарался?), к концу 20 века москвичи наконец-то добились успеха, и стали жить так, как прочим ленивым россиянам и не снилось. В этот момент, великому мэру Москвы Юрию с кепкой пришла в голову идея восстановить Царицынский дворец и парк. Решено - сделано.
Как я понимаю, в проект были угроханы несметные миллионы. Об этом свидетельствуют даже решеточки на водосборных канавках с басурманскими надписями. В России подобный хай-тек, понятное дело, смогут делать только после реализации проекта Сколково. В итоге, получился шикарный новодел. К моменту моего появления в парке, новодел уже чуть поистрепался под солнцем и дождем и смотрелся вполне пристойной.
Само здание дворца сильно напоминает неоготику и я даже не понимаю, почему оно так не понравилось Павлу Петровичу. Еще одним свидетельством грандиозного распила служит вход во дворец – этой отдельный павильон, через который по подземному туннелю посетители попадают во дворец. Обычные двери это так банально и так дешево!
Постоянная экспозиция дворца в целом укрепила меня во мнение, что при наличии скромных средств, музеи у нас может делать кто угодно и где угодно. Львиная доля экспонатов это копии документов, гравюр, свеженькие картины и недавно сшитые мундиры. Чем-то мне все это напомнило Ораниенбаум. Есть два зала, сделанные под екатерининскую эпоху – скромненько, но чистенько.
Несколько большего внимания заслуживают выставки:
Серебряная кладовая - может быть кому то это будет и интересно, но я не поклонник серебряной посуды.
Выставка, посвященная самой успешной цареубийце в истории – увы, опять же, сплошные копии и поделки.
Выставка советских гобеленов – небезынтересно, есть оригинальные работы.
Картины какого-то патриотического художника – попы, мальчики примеривающие форму на фоне батальных полотен, ветераны. Лучше я в Манеж на Глазунова пойду.
Самая интересная выставка – экспозиция посвященная Павлу I. Вот там много оригинальных предметов. Личные вещи, оружие, одежда, документы. (Только почему-то год изготовления ружья на замке, и год изготовления ружья на табличке, почти всегда не совпадали) Впервые увидел "нотный" шифр использовавшийся в дипломатической переписке. Можно прочитать приказ Павла об отправке казаков в Индию, можно посмотреть на портреты его сподвижников (мужественные, благородные лица)*, можно посмотреть на портреты его убийц (мужественные, благородные лица). Вызывает интерес, ночная рубашка Павла. Если верить репортажу «Культуры» именно в ней государь принял свою тихую кончину. Но какая-то она подозрительно чистая. Вообщем, хорошая, годная выставка. Хотел я написать отзыв, но ручки в книге отзывов не оказалось. Видно стащили, несмотря на сидящую рядом полицменшу.
Ах! Вот еще в подвале есть экспозиция по археологии Царицыно. Там вы можете полюбоваться выкопанными копейками 1950-хх годов. Наверное, молодежь уже не помнит как они выглядели? Но, кстати, там есть и интересные предметы, например - артефакты с доисторического поселения, монеты времен «Медного бунта», керамика из усадьбы Антиоха Кантемира стоявшей там в начале осемьнадцатого века.
Нет, врут клеветники. В Москве есть что посмотреть. Надо только знать, где искать.
* Отдельно рекомендую портрет московского генерал-полицмейстера Архарова.