Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry



Алан Вудс – известный британский марксист, ветеран международного левого движения, автор популярных книг и лидер Международной марксистской тенденции, рассказал ЛІВА.com.uа о своем видении развития кризиса неолиберального капитализма.



– Алан, в этом году исполняется двадцать лет с момента падения СССР. Как вы оцениваете состояния левого движения в мире?

– Коллапс СССР стал поворотным моментом в мировой истории. В то время буржуазия во всем мире говорила о конце социализма, конце коммунизма, и даже конце истории – по словам Френсиса Фукуямы. Но теперь, как мы видим, ветер истории подул в иную сторону. Двадцать лет – это не очень продолжительный отрезок времени для истории. И, как оказалось, имевший тогда место кризис сталинизма был всего лишь преддверием нынешнего всемирного кризиса капитализма. И капиталисты серьезно этим встревожены. Я видел интересную статью в «Файненшал Таймс», где они очень беспокоятся касательно России. По их словам? ситуация в России очень похожа на положение в СССР двадцать пять лет назад, перед коллапсом так называемого «коммунизма».

Посмотрим на то, что происходит в мире. Так называется «рыночная экономика» рушится повсеместно. Крупные банки в Европе, Америке, Японии, существуют только благодаря поддержке государства – хотя все должно быть наоборот. Страны погрязли в огромных долгах, поскольку деньги истрачены на спасение банков и крупных капиталистических концернов.

Речь идет о средствах из общественных фондов, о деньгах населения. Они просто обобрали массы: рабочих, средний класс, безработных – всех. Поэтому, сегодня мы повсюду видим массовое движение протеста – в Европе, Греции, Испании и других странах. Буржуазия напугана происходящим. Они действительно не знают, что делать, у них нет идей, как выбираться из этого кризиса. От всех тех глупостей о «конце истории», «конце социализма», «конце коммунизма», которые они несли двадцать лет назад, не осталось камня на камне.

–Вы всегда говорили о важности работы в массовых организациях. Но сегодня они пребывают в глубоком кризисе и проводят в жизнь жесткую либеральную политику. Существует ли перспектива у этой тактики? В каких организациях можно работать, а в каких нельзя?

– Это очень важный вопрос. Прежде всего, это факт – и это чудовищный факт – что в последние пятьдесят лет мы видим полную деградацию старых социал-демократических и бывших сталинистских партий. Это беспрецедентное явление. Ужасно, что именно теперь, когда капитализм переживает серьезнейший кризис, руководство этих партий всюду проводят контрреволюционный курс. Они призывают к «свободному рынку», когда этот рынок рушится! Они утратили всякую коммунистическую и социалистическую перспективу.

Вы спрашиваете, какой же тогда прок в этих организациях? Проблема в том, что массы до сих пор не видят им альтернативы. Все эти партии – и социал-демократические, и бывшие сталинистские, повсеместно находятся в кризисе. Это неизбежно. Рабочие, молодежь, покидают их ряды – как мы видим в Греции, в Испании где возникло массовое молодежное движение. Но вместе с тем, все попытки ультралевых групп и сект, пытавшихся создать массовые рабочие организации вне рамок этих партий, терпят неудачу.

Кризис капитализма это одновременно и кризис реформизма. Раньше реформистские политики имели возможность проводить реформы в рамках капиталистической системы. Это было возможно. Теперь мы видим реформизм без реформ, и даже реформизм проводящий контр-реформы. Это нонсенс. И мы видим огромный кризис реформистской политики – который, между прочим, начался с профсоюзов. Поэтому марксисты должны вмешаться в ход этих процессов, чтобы обратится к рабочим и молодежи в этих организациях – что ММТ и делает не без успеха.

–Вы известны как специалист по венесуэльской революции. Как вы оцениваете ее перспективы? Чавес болен. Что можно ожидать после его ухода?

– Венесуэльская революция была очень важным событием – когда впервые за десятилетие, массы поднялись против олигархии, землевладельцев, капитализма и империализма. ММТ с самого начала поддерживало это движение против олигархии и империализма. Но вместе с тем наша поддержка не является безоговорочной. Это критическая поддержка. Я говорил об этом, будучи в Венесуэле, выступая на заводах, на митингах рабочих, на телевидении, в газетах и в беседах с Уго Чавесом, с которым я встречался несколько раз. Он очень храбрый и достойный человек – но, к сожалению, не марксист.

Я неоднократно подчеркивал тот момент, что нельзя сделать «половину» революции – как это имело место в Никарагуа. Революцию надо довести до конца. В Венесуэле не была выполнена фундаментальная задача революции – экспроприация капиталистов и землевладельцев. Они провели частичную экспроприацию. И поскольку они застряли на полпути, результатом стал кризис, инфляция, локаут, бегство капитала, падение жизненного уровня. И, разумеется, процветает коррупция. Там где есть бюрократия, есть коррупция.

Есть разочарование в революции. Это опасно. В 2012 году грядут выборы, и возможно это разочарование приведет к апатии и пассивности, из-за чего народ не пойдет на выборы. Существует серьезная опасность возвращения контрреволюции.

Но вместе с тем, я скажу, что сегодня многие чависты обращаются к левым идеям, в движение растет пропасть между левым и правым крылом – что предоставляет для марксистов много возможностей.

–Во время этого кризиса капиталисты переложили свои убытки на трудящихся. И, похоже, что протесты ни к чему не привели. Возможно ли повторение такого же в будущем? Бум, кризис, экономия на трудящихся – и все повторяется по новой?

– Ленин – кажется, на Втором конгрессе Коминтерна – заметил, что понятия «окончательный кризис капитализма» не существует. Это глупость. Капитализм может выйти из глубочайшего кризиса. Это остается актуальным и по сей день. Но тут следует задать иной вопрос: как долго капитализм будет выходить из нынешнего хаоса, и какой ценой? Кто за это заплатит?

Это большой вопрос. Он прозвучал накануне Английской революции в XVI веке, и накануне Французской революции в XVIII веке. Две это страны столкнулись с проблемой долга, и с вопросом: кто его будет оплачивать? Аристократия и церковь не хотели это делать – и началась революция. Сегодня дефицит бюджета США составляет 40.3 триллиона долларов, и они вплотную подошли к дефолту – поскольку республиканцы и демократы не могут договориться о решении этой проблемы. Та же самая проблема наблюдается в Европе, где зона евро находится на пороге краха. Греция, маленькая страна – казалось бы, как она могла поколебать существования зоны евро? Но она смогла.

«Файненшиал Таймс» отмечает – это как эффект домино. За одной костяшкой падают другие. Вопрос не в том будет ли дефолт Греции – он неизбежен. Вопрос в том, когда он будет? Западная «помощь» лишь замедлила этот процесс. А коллапс Греции повлечет немедленный крах немецких и французских банков. Все это безусловно затронет и США, где и без того много серьезных проблем. Между прочим, крупнейший долг сегодня у Японии – 425% от ВВП.

Возможно, они будут выходить из этого годы, или даже десятилетия. И за все будут платить рабочие и безработные. А это приведет к обострению классовой борьбы – и вопрос о власти будет поставлен на повестку дня. То, что мы видели в Тунисе и в Египте (и то, что застало многих врасплох), может произойти в Британии, Италии, Испании, Греции и даже в США.

Разумеется, если рабочие не возьмут власть, то эта ситуация будет повторяться. Но сегодня революционная ситуация возникает в одной стране за другой. Буржуазия чувствует себя так же, как советская бюрократия чувствовала себя двадцать лет назад.

–В ряде ваших выступлений вы говорили, что на данный момент угроза фашизма не является актуальной для развитых европейских стран. Но разве эта угроза не может возникнуть в условиях слабости левого движения и люмпенизации отчаявшихся масс, для усмирения которых капитал будет вынужден прибегнуть к насилию?

– На данный момент в европейских странах нет возможности для фашистской или бонапартистской реакции – вследствие сложившегося баланса классовых сил. Перед второй мировой войной в Италии, Испании, Франции, Греции и даже в Германии еще существовало многомиллионное крестьянство. Это обеспечило социальный резерв для фашисткой и бонапартистской реакции. За последние шестьдесят лет этот класс почти полностью исчез.

С другой стороны, такие прослойки, как банковские служащие, учителя, госслужащие, не считавшие себя в прошлом частью рабочего класса и поддерживавшие реакцию, пролетаризировались. Они вступили в профсоюзы, и повсеместно принимают участие в забастовках. До войны студенты также были важным источником сил для фашизма – например, в Италии, Испании, Франции и Германии. Сегодня студенты повсюду примыкают к левому, и более того – к революционному лагерю. В Британии во время всеобщей забастовки 1926 года студенты выступали в качестве штрейкбрехеров. Сегодня британские студенты поддерживают забастовки.

Другими словами баланс классовых сил изменился. Рабочий класс и рабочее движение сильны как никогда, а социальные резервы реакции серьезно ослаблены.

В некоторых европейских странах есть крайне правые партии. Они растут – но все еще представляют собой небольшое меньшинство. Фактически, многие бывшие фашистские партии были вынуждены оставить фашистские идеи, и трансформировались в обычные буржуазно-консервативные партии, как это произошло в Италии. Настоящие фашистские партии это, как правило, маленькие секты без всякого массового влияния. Но они особенно агрессивны и амбициозны. Это показали недавние события в Норвегии. В любом случае эта акция показывает не их силу, а слабость. Результатом этой резни стала радикализация рабочего движения и молодых социалистов и коммунистов в Норвегии. Она подтолкнуло их влево.

Факт в том, что на этом этапе европейская буржуазия не нуждается в фашистах и вынуждена держать их под контролем. Напротив, она осуществляет свой контроль посредством профсоюзов и реформистских рабочих партий. Без их поддержки она не смогла бы остаться у власти даже одной недели. Поэтому, фашистская и бонапартистская реакция невозможна в ближайшем будущем.

Между тем, это может измениться. Кризис в Европе будет продолжаться и углубляться. Радикальные акции протеста продолжатся. Будет разброд мнений влево и вправо. Рабочие и молодежь будут сражаться за свои жизненные стандарты и права. В какой-то момент правящий класс может прийти к заключению, что забастовок и демонстраций слишком много. И тогда им потребуется ПОРЯДОК.

Возможно, что после ряда поражений рабочего класса силы реакции усилятся. Поэтому мы можем оказаться перед лицом повторения в Греции нового 1967 года (путч «черных полковников»). Но у греческих рабочих долгая память. Правящий класс не может ввести военную диктатуру без серьезного сопротивления, которое может привести к гражданской войне. Проблема буржуазии, в том, что она не уверена, выиграет ли эту гражданскую войну или проиграет. В любом случае, задолго до появления угрозы фашизма и бонапартизма у рабочего класса будет много возможностей взять власть и изменить общество.

–Вопрос касательно арабских революций. В России принято отделять «хорошие революции» в Тунисе и Египте от «плохих» в Ливии и Сирии, которые объясняются происками империализма. Не секрет, что правящие режимы в этих странах пытались проводить более социально ориентированную политику. Не приведет ли их крах к установлению неолиберальных режимов?

– Это правда, ситуация в Ливии и Сирии отличается от положения в Тунисе и Египте. В прошлом эти режимы предприняли меры против империализма и даже национализировали значительную часть экономики. Это были прогрессивные шаги, заслуживающие поддержки. Между тем, даже в то время эти режимы не имели ничего общего с социализмом, а являлись бюрократическими режимами, которые использовали диктаторские методы для удержания власти. Более того, за последние два десятилетия власти в Сирии и Ливии отошли от прошлой политики национализации, и пошли на сделку с капитализмом и империализмом, стали проводить приватизацию, и т.д. Члены правящей элиты баснословно обогатились и контролируют важные секторы экономики, в то время как уровень жизни масс падает. Мы не можем поддерживать такие режимы.

Между тем политика империализма абсолютно лицемерна и исходит из расчетливо-циничных побуждений. В особенности их лицемерие проявляется в эпизоде с Ливией. Они пытаются аргументировать свои атаки тем, что вмешиваются в ситуацию, дабы спасти жизни граждан – хотя в действительности их бомбежки уже убили множество безоружных людей. Они хотят контролировать Ливию и качать нефть. Мы осуждаем эту империалистическую интервенцию в Ливию как преступный акт, и требуем немедленного прекращения агрессии против ливийцев. Они должны иметь возможность решить свои разногласия сами, без чужеземного вмешательства.

– Где, по-вашему, возможен новый революционный взрыв?

– На этот вопрос невозможно ответить. Революционные взрывы будут происходить повсюду. Мы даже имеем развивающуюся революционную ситуацию на Таиланде. Объектом внимания гангстеров международного капитала станет Италия. Я верю, что в этой стране, а так же в Испании, в течение нескольких месяцев сформируется большое движение.

В Китае идет волна забастовок и самоубийств рабочих, связанных с жестокой эксплуатацией – и это явно беспокоит власти. Не случайно в ходе событий в Египте китайские власти запретили все упоминания Египта в интернете. И так же не случайно, что впервые в истории, китайское государство истратило больше средств на внутреннюю безопасность – чем на внешнюю. Это показывает, что социальный взрыв затронет и Китай. Но социальные потрясения будут происходить повсюду, включая и Россию – из-за кризиса мирового капитализма.

– Работаете ли вы над новой книгой?

– Да, сейчас я работаю над несколькими вещами, важнейшей из которых является книга «Марксизм и искусство». Как вы знаете, в 1995 году, вместе с покойным товарищем Тедом Грантом я написал книгу «Reason in Revolt» посвященную связи диалектического материализма с современной наукой. Это работа стала большим международным успехом и была переведена, кажется, на десять языков. Книга, над которой я работаю сейчас, покажет связь между историческим материализмом и развитием мировой культуры. Она касается не только живописи, но и музыки, скульптуры и архитектуры. Надеюсь, что эта работа вызовет не меньше откликов чем «Reason in Revolt».

Я согласен с Лениным – марксисты должны вести борьбу за свои идеи не только на политическом и экономическом фронте, но и на культурном фронте. В это время когда идеи марксизма оспариваются и подвергаются беспрецедентным атакам, наш долг обязывает продемонстрировать превосходство идей марксизма на всех уровнях. Ведь, как говорил Ленин: «учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

http://liva.com.ua/alan-woods.html

Comments

( 35 комментариев — Оставить комментарий )
rositsa
16 авг, 2011 05:20 (UTC)
Я поняла, что трудящиеся должны бороться. Я поняла, против чего. Но я не поняла - за что? Ведь и социал-демократы, и классические коммунисты в мдейном кризисе.
lulushin
16 авг, 2011 06:42 (UTC)
"...имевший тогда место кризис сталинизма был всего лишь преддверием нынешнего всемирного кризиса капитализма."
Очень глупый пассаж. Я, вот, думаю, что НЕУЖЕЛИ У НАС НЕТ НОРМАЛЬНЫХ ЭКОНОМИСТОВ, которые не будут заявлять, что кризис капитализма вытекает из кризиса сталинизма. Хазин пишет, что это уже четвертый серьезный кризис выстроенной финансовой и социальной модели в мире и я понимаю, что мне немарксист Хазин интереснее чем Алан Вудс
bartfart
16 авг, 2011 07:17 (UTC)
"Преддверием" не значит "причиной". Как говорил кто-то из английских писателей, "если собака бежит за кроликом, отсюда не следует, будто кролик - причина собаки". На www.1917.com выложен ряд работ Алана Вудса, посвященных причинам кризиса - он нигде не утверждает будто "кризис капитализма вытекает из кризиса сталинизма".
kanusha
16 авг, 2011 06:54 (UTC)
>Рабочий класс и рабочее движение сильны как никогда

Смотри ты. А нас тут дезинформируют, что в Европе идет наступление на социальную сферу, и никто ничего не может сделать.
Мне еще нравится сравнение советской бюрократии с нынешней буржуазией в том контексте, что современная буржуазия в отчаянии и чуть ли не гибнет. Кажется, человек всерьез верит, что советская бюрократия с развалом Союза канула в небытие и перемерла в нищете, и не имеет прямой и непосредственной связи с нынешней верхушкой. У нас на Украине прямо сейчас такой деятель из бывших комсомольских активистов и по совместительству банкир неолиберальные реформы проводит. Устроился так, как при Союзе и мечтать не мог, как и прочие подобные деятели.
По-моему, этот Вудс живет в какой-то своей специфической вселенной. У него отдельная реальность.
bartfart
16 авг, 2011 07:12 (UTC)
В том, что современная буржуазия выросла из прежней партбюрократии, вы правы. Но, во-первых, как говорят социологии, напрямую из старой элиты в новую перешла лишь треть её состава. Немало растерялось по дороге (в основном "идеологические работники"). А во-вторых, в условиях конца 80-х, массового политического подъема (проходившего, если помните, как раз под антибюрократическими лозунгами), перспективы самим бюрократам казалось не столь безоблачными. Беда сталинистов как раз в отсутствии перспективы - в том, что они не способны ничего предвидеть. Да, глядя из сегодня, кажется, что иначе и быть не могло. Но подобный взгляд антиисторичен. Как видно из разных источников, верхушка тогда совершенно не понимала что происходит. Так что в оценке ПСИХОЛОГИИ истеблишмента Вудс как раз прав.
kanusha
16 авг, 2011 07:40 (UTC)
Я так думаю, что те две трети, которые отсеялись и правда не понимали, а оставшаяся треть очень даже понимала. Потому и сориентировались быстро. Опасно представлять себе правящую верхушку как сборище растерянных людишек, которые мечутся в отчаянии туда-сюда в надежде, что все как-то само образуется. Даже если такие персонажи там есть и даже если их на первый взгляд много, рядом сосуществуют другие, и они-то свой интерес понимают. Как вот эта треть, что прекрасно устроилась в новой жизни и нагнули остальную страну.
Меня, кстати, смущает слово «сталинист». Мне сомнительно, чтобы в поздней советской бюрократии было много сталинистов.
haspar_arnery
16 авг, 2011 08:07 (UTC)
"Опасно представлять себе правящую верхушку как сборище растерянных людишек, которые мечутся в отчаянии туда-сюда в надежде, что все как-то само образуется"

Кстати, скоро 19-21 августа, и нам такое сборище растерянных людишек с трясущимися руками еще раз радостные либералы по ТВ покажут.

Под "сталинистами" Вудс имеет в виду "не-троцкистов". Ну вот такой западный политический жаргон:)
(без темы) - kanusha - 16 авг, 2011 08:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - haspar_arnery - 16 авг, 2011 08:44 (UTC) - Развернуть
aso
16 авг, 2011 08:20 (UTC)
Я так думаю, что те две трети, которые отсеялись и правда не понимали, а оставшаяся треть очень даже понимала.

Я бы ещё добавил, что "оставшаяся треть" относилась больше к уровню "вторых-третьих-четвёртых" секретарей и выдвинулась в районе ~85го.
Люди, ушедшие на пенсию до 85-го, вобще говоря, не получили практически ничего - особенно "верхний эшелон".
(без темы) - kanusha - 16 авг, 2011 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aso - 16 авг, 2011 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kanusha - 16 авг, 2011 18:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aso - 17 авг, 2011 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kanusha - 17 авг, 2011 11:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kanusha - 18 авг, 2011 05:24 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - aso - 17 авг, 2011 09:43 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - aso - 17 авг, 2011 09:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bartfart - 16 авг, 2011 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kanusha - 16 авг, 2011 09:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bartfart - 16 авг, 2011 09:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kanusha - 16 авг, 2011 10:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bartfart - 16 авг, 2011 11:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kanusha - 16 авг, 2011 12:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - haspar_arnery - 16 авг, 2011 11:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kanusha - 16 авг, 2011 17:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - haspar_arnery - 16 авг, 2011 19:19 (UTC) - Развернуть
novohatsky
16 авг, 2011 10:56 (UTC)
Одна треть!!! Это громадное количество! Если бы после революции 1917 года одна треть правящего класса осталась и устроилась еще лучще, что бы вы сказали?
(без темы) - haspar_arnery - 16 авг, 2011 11:34 (UTC) - Развернуть
zero_id
16 авг, 2011 07:23 (UTC)
Охренеть. Опять начинается. Нам предлагается вечно болтаться туда-сюда между капитализмом и марксизмом?
haspar_arnery
16 авг, 2011 08:45 (UTC)
А кто сказал, что жить лекго? :)
lqp
16 авг, 2011 08:16 (UTC)
"британский марксист" - это почти как "британский ученый".
serg_markov
16 авг, 2011 09:55 (UTC)
Позабавили :-) Вы в курсе что средства, выделенные на поддержку банков они уже давно вернули ?:-)
haspar_arnery
16 авг, 2011 11:34 (UTC)
Бог со мной, они в Америке об этом в курсе? ;)
novohatsky
16 авг, 2011 10:54 (UTC)
Это красные будут все взрывать? Ах нет... Взрывать будут другие, а красные будут п.здеть об этом... Ничуть не удивился.
( 35 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

haspar_arnery
haspar_arnery

Latest Month

Декабрь 2023
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Комментарии

  • haspar_arnery
    22 янв 2024, 12:22
    A кто у нас Розов? Так или иначе, я склонен с ней согласиться. Исходя из обозримой реальности, данной мне в ощущения.
  • haspar_arnery
    21 янв 2024, 19:30
    >3. "Комментарий эксперта: "Жанна д Арк: Я слышала голоса с Неба, что после англичан надо разгромить гуситов"
    Кстати да. Столетка и гуситский движ происходили одновременно.
  • haspar_arnery
    21 янв 2024, 15:10
    Эту фразу Розов давеча разбирал. Она каким-то исламским фундаменталистом была впервые высказана.
  • haspar_arnery
    20 янв 2024, 23:42
    Перестал пускать инспекторов туда, куда был обязан. Это все равно, как отпущенный по УДО перестал отмечаться в полиции.
  • haspar_arnery
    16 янв 2024, 05:29
    Спасибо1 Ваши истерики по ушедшей "свободе" меня искренне порадовали. Правда блеваки всегда выступали за "свободы" только когда "их", а когда они "сами" получали власть, то устраивали концлагеря всем…
Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister