Из всех характеристик политической системы современной России от «СССР в 1937 году» до латиноамериканской банановой диктатуры наиболее точной мне кажется аналогия с такими странами как Италия, Япония и Германия после второй мировой войны. Все эти страны потерпели поражение в войне, а их политические системы формировалась под влиянием победителя – США, которые не собирались выпускать эти государства из под своего контроля.
В результате Италия, ФРГ и Япония получив на бумаге вполне демократические конституции, на практике стали однопартийными государствами. В Италии и Западной Германии политический контроль принадлежал христианским демократам (в плане наименований партий творческая мысль Эйзенхауэра решила отдохнуть), а японцы будучи язычниками были облагодетельствованы либерально демократической партией. Надо сказать, что эти модели получились удивительно прочными и долговечными. Даже волна неудачных революций 1968 г. в минимальной степени затронул политические системы этих стран, хотя аналогичный голистский режим во Франции не пережил всеобщей забастовки и восстания студентов. Японские либеральные демократы и христианские демократы Италии правили своими странами аж до начала 1990-хх годов! В первые десятилетия своего существования, эти режимы активно использовали фальсификацию выборов, тотальную промывку мозгов через СМИ, дутые процессы, и репрессивное антикоммунистическое законодательство.
Оппозиция в лице социал-демократических и коммунистических партий к управлению страной не допускалась, пока она не «остепенилась» и «ассимилировалась» в истеблишменте.
Разумеется, в каждой стране были свои локальные особенности. В Италии политическое руководство христианских демократов был тесно связан с мафиозными кругами, что несколько напоминает постсоветскую Россию. В ФРГ на рубеже 60-хх 70-хх годов произошла некоторая либерализация режима, позволившая включить социал-демократическую партию в правящую коалицию, что на тот момент в Зап. Германии это воспринималось чуть ли не как революция.
В середине 90-хх годов Россия оказалась в похожем положение, страны склонившей выю перед сияющем мечем американский свободы. Поэтому уместно предположить, что модели политического устройства бывших стран ОСИ внимательно изучались и в Вашингтоне и в Москве применительно к России. Почему то сегодня уже все забыли, что версия ЕдРа 1.0, под названием «Наш дом Россия» была создана еще в благословенные ельциновские времена. При Путине и Медведеве эта модель лишь получила свое дальнейшее развитие.
На этом моменте охранители могут начать хлопать в ладоши и говорить о нашем медленном, но верному пути в сторону «цивилизованного мира». Но между Россией и бывшими странами ОСИ есть одно различие. Первоначально США планировали заставить своих врагов «заплатить за все». Германию предполагалось раздробить на несколько государств, и превратить в большое картофельное поле. В Японии американский оккупационный режим не ограничился словами, а стал демонтировать заводы и резать на металл корабли и самолеты. Но наметившееся противостояние с СССР изменило планы Вашингтона. Понимание значения германской экономики для социального мира в Европе пришло очень быстро. Важность Японии в США поняли только после начала Корейской войны, когда Страна восходящего солнца стала важнейшей тыловой базой для войск ООН. В результате Америка сменила гнев на милость. Германия, Япония и Италия удостоились многомиллионных инвестиции и интеграцию в западную политическую систему.
А вот постсоветской России не повезло. Как военно-политический союзник, она была не нужна Западу не в 1991, ни в 2010-ом . Идеал экономического партнерства сводился к обеспечению бесперебойных поставок Россией дешевых энергоносителей и проституток. Промышленный потенциал бывшего СССР скорее вызывал беспокойство, а в друг коммунисты опять к власти придут и ракеты клепать начнут! В связи с этим в России была успешно реализована та программа, которая в 1945 году предназначалась для побежденных: полная ликвидация промышленного и научного потенциала, плюс пожизненное изгнание из «цивилизованного мира», за новый «железный занавес» по восточной границе ЕС.
Так что перспективы «управляемой демократии» в «новой великой России вставшей с колен» выглядят далеко не блестяще. У нее не будет 25 лет непрерывного экономического бума и роста уровня жизни, который заставил немцев, итальянцев и японцев мирится с авторитарными режимами. Уже в следующем году эксперты прогнозируют продовольственный кризис. Так цены за картошку могут достичь 100 рублей за килограмм. Это будет серьезным ударом по населению провинции, которое балансирует на гране нищеты. Тем более, что на периферии растет политическая нестабильность. Северный Кавказ давно живет в атмосфере перманентной гражданской войны. Хуже того, отряды партизан появились в этом году и в других регионах – в Приморье, в Татарстане и в Башкорстане.
Похоже, что власть будет реагировать на эти вызовы по привычной степени. Как и в 1980-хх годах она обратится за помощью к Западу, расплачиваясь за подачки политическими и экономическими капитуляциями. Покаяние перед Польшей за Катынь уже прозвучало и это похоже только начало серии уступок на мировой арене. Прозвучало и кодовое слово «десталинизация», после которого хочется проверить, плотно ли закрыт кошелек, вырыть схрон в лесу и запастись консервами. Оказался прав и Кагарлицкий, говоривший о новой волне либеральных реформ. Медведев в своем послание ясно сказал о намерение продолжить приватизацию. Последствия всех этих тенденций предугадать очень сложно, но в условиях вопиющий пассивности масс, дезорганизованости рабочего класса и несостоятельности его организаций, будущие вряд ли сулит нам светлые перспективы.