haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Categories:

Вальс с Баширом. Пропаганда для интеллектуалов





Расскажи мне про геноцид палестинцев, давай. А я тебя спрошу про то, что такое геноцид, спрошу про то, являются ли палестинцы народом.... Начнем с того, что палестинцев как таковых нет, есть арабы, живущие на палестинской территории.

Тупикин, российский анархист (1)





Говорят: - забудьте боль утрат -
Власть переменилась в Ватикане,
Все, кого сжигали на кострах,
В милость к Папе новому попали.
Но сегодня вновь, как и вчера,
Вижу догорающие угли -
Здесь людей сжигали на кострах -
Я не верю, что костры потухли.


Вл. Платоненко


Анимационная кинолента израильского режиссера Ари Фольмана "Вальс с Баширом" вызвала бурю эмоций. Споры об этом фильме не стихают до сих пор. Известный немецкий режиссер Вим Вендерс заметил, что новейшие израильские творения «Вальс с Баширом» и «Айами», снятые режиссерами Ари Фолманом, Скандаром Копти и Йароном Шаи являются примерами необыкновенных фильмов, и что по этой причине бойкот израильского кинематографа не допустим (2). В то же время, израильский публицист Ривка Бар Зохар призвала к поддержке палестинского искусства и, к одновременному бойкоту израильского кинематографа. Она заявила: "Анализ текста и контекста фильма ("Вальс с Баширом" - прим. авт) позволяет понять роль, которую израильская культурная продукция часто играет в поддержании израильского апартеида.…" (3)


На первый взгляд, кинолента посвящена бойне, устроенной коллаборационистами (правохристинскими милициями), 16-17 сентября 1982 г. при поддержке израильской оккупационной армии в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле. Герой киноленты - участник ливано-израильской войны, потерял память. Он силится вспомнить войну, с этой целью встречается с друзьями - такими же ветеранами, как и он сам. Причудливые сюрреалистические картины, вспыхнувшие в его сознании, подменили собой реальность. В конце концов, они сменяются жесткими кадрами кинохроники, демонстрирующей труп палестинской девочки, плачущих женщин, заваленные телами улицы гетто. На смену анимации приходят исторические кинодокументы - блестящая режисерская находка. Вот правда и открылась: cолдат и его товарищи - соучастники ужасного преступления, геноцида. Сами они не убивали, но знали об убийствах, как знало о них и военное руководство Израиля. Знали и не стали мешать.

Даже у украинского журналиста, Андрея Манчука, которого трудно заподозрить в симпатиях к госудрству Израиль, и который безусловно сочувствует палестинцам, вырвалось:
"Я мог бы рассказать... как живут люди в ливанских лагерях, более бедных, чем Газа. Или о руинах Кунейтры на Голанских высотах, где давно уже никто не живет. Однако я решил ограничиться этим замечательным анимационным фильмом израильтянина Ари Фольмана, который получил столько заслуженного внимания и заслуженных номинаций два года назад. Пляжи Западного Бейрута, его полуразрушенные дома и веранды, мусорные улочки гетто в Сабре и Шатиле воспроизведены там точно так, как они выглядят на самом деле".

Так что же возмутило Ривку Бар Зохар и ее единомышленников? Может, они просто - антисемиты-самоненавистники?

Любопытно, что Вальс с Баширом - это проект, поддержанный израильским государством в лице дочерних организаций "Министерства Образования, Культуры и Спорта", а так же Советом Израильского Кинематографа (Israel Film Council). Задачей Совета является, как указано на его сайте, оказание помощи израильским кинематографистам в деле распространения в стране и за ее пределами аутентичного представления об Израиле" (“Waltz With Bashir was made with the support of the Israeli Film Fund and the New Foundation for Cinema and Television, an organization established by the Israeli Ministry of Education, Culture & Sport, a government ministry, with the assistance of The Israel Film Council. The website of the Film Council announces that part of its mission is “to assist Israeli filmmakers in presenting authentic Israeli stories to audiences in Israel and world-wide, thus creating an archive for the future,”" ). (3) Проще говоря, речь идет о пиаре.

Но как же так, спросите вы? Разве в киноленте не рассказано о событиях, которые, мягко говоря, не улучшают облик страны в глазах зрителей? Зачем Израилю такой пиар?

И, тем не менее, перед нами национальный проект. Это факт. Прежде всего: о событиях в Сабре и Шатиле известно сотнями миллионов людей, кадры конохроники давно обошли планету. Ничего нового о самой резне Ари Фольман не сообщает. То, что он делает, в действительности является переменой угла зрения. Этот фильм - не об арабах, а об израильтянах.

Ох уж этот скучный, некрасивый, нудный голос угнетенных, о котором писал еще Вальтер Беньямин! Он всегда не к месту. Он раздражает. Он вечно глохнет, теряясь среди многоголосья победителей, господ. Израильские мужчины рефлексируют. Сами жертвы геноцида появляются только в конце (впрочем, есть и небольшой эпизод в середине) фильма. Плачут, воют, кричат женщины. Лежат тела убитых... В пространстве кинокартины у жертв нет никакого внутреннего мира. Они безмолвны. Они не говорят, не мыслят, не вспоминают. Они - объект чужой рефлексии. Они практически теряются на фоне богатого красочного внутреннего мира убийц. Арабов, конечно, жаль... жаль так, как бывает жаль бессловестных тварей на бойне. Лучше уж людям быть вегетарианцами. Людям. Израильтянам.

Публицист и гендерный исследователь Елена Гапова, в связи с обсуждением совершенно другого вопроса, приводит анализ, данный феминизмом и постколониальной теорией, анализ, который кажется здесь уместным:

"...Статья Могут ли угнетенные говорить? (1988г.),15 ставшая классикой постколониальной теории, посвящена проблеме конституирования «колониального субъекта» («угнетенного») как Другого и уничтожению следа того Другого (т.е. некоей «первичной» субъектности) в его/ее сознании. Иначе говоря, проблеме изъятия из сознания колониальных организмов («других») неколонизованного/колонизирующего «знания о себе». Г. Спивак использует понятие угнетенный (по-английски обозначенное как subaltern, т.е. низший по рангу, подчиненный в армии) в том смысле, которое ему придавал итальянский марксист Антонио Грамши: подразумевая всех тех, над кем осуществляется гегемония правящих классов. Группы угнетенных разнообразны и, по мнению Грамши, их история не менее сложна и многообразна, чем история доминирующих классов. Однако только последняя принимается в качестве «официальной» версии событий и, таким образом, является известной. У угнетенных в этом смысле «нет истории»... " (4).


Я вовсе не хочу сказать, что убийца детей и беспомощных стариков не может задуматься о своих действиях, что он в принципе не способен понять свою неправоту. Может. Способен. Другое дело, как это подано в фильме. Мастерски сфабрикованная талантливая ложь. Ложь не только о палестинцах, но и об израильтянах.


Кто здесь говорит от имени израильтян? Режисер, представленный в виде очевидца и участника событий 20-летней давности. Бесстрашный журналист, не побоявшийся палестинских пуль, одним из первых рассказавший о резне. Бесстрашный пулеметчик, танцевавшимй со своим оружием под обстрелом, отвлекая на себя палестинские пули, сделавшийся впоследствии мастером восточных боевых искусств. Талантливый юноша, подающий надежды физик-ядерщик, сделавшийся впоследствии крупным бизнесменом. Психологи. Обитатели Северного Тель-Авива, ашкеназская элита, белая кость. Сабры. Здесь вы не обнаружите торговца питами марокканского еврея Дуду Сассона из Ашдода, тель-авивского водилу Нисима Кадури из Ирака, Леню Когана - приехавшего из СССР подметать улицы Хайфы. А ведь именно такие люди составляли и составляют громадную часть населения государства Израиль. Именно такие и воевали в Ливане, хотя, разумеется, не они одни. Но куда уж им-то, со свинными-то рылами. Какой там у них внутренний мир...

Еще одная оппозиция - гендерная. От имени Израиля говорят почти одни мужчины. Жертвы представлены, главным образом, женщинами, хотя, справедливости ради заметим, - не ими одними.

Блестящее израильское общество, как оно представлено в киноленте, вспоминает прошлое. О да, оно пережило и поняло! Вот только, отчего же элита продолжает дело 20-ти летней давности, бомбит Газу, отнимает у палестинских арабов землю, воду, труд, свободу передвижения? (5,6). Вообще, почему всегда так? Почему раскаивающиеся элиты, подобно католической церкви, сожалеющей сегодня о средневековых бойнях, подобно американскому государству, сожалеющему сегодня о работорговле, продолжают угнетать и эксплутировать людей по всему земному шару?

Культура угнетателей мобильна. Она не обязательно столь груба и примитивна, как потуги путинских дуболомов. Элиты добиваются господства различными методами. Иногда нам пытаются внушить, что нами управляют тонкие, думающие личности, озабоченные судьбами цивилизации и искренне сожалеющие о своих ошибках. Ничто не делает более актуальной мысль Антонио Грамши о необходимости разрушения культурной гегемонии правящих классов. Нужно научиться говорить самим.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments