Пост assal o Салониках напомнил мне об этих событиях. Ведь в этом городе была одна из крупнейших общин саббатианцев.
Эта история произошла в 17 веке. В еврейских кругах она хорошо известна (хотя не все делают из нее правильные выводы) , но возможно, некоторые читатели узнают об этих событиях впервые.
17 век был не простым столетием для европейцев, и евреи не стали исключением. 30-летняя война в Центральной Европе и захлестнувший Польшу «Потоп» уничтожил или разорил многие процветающие еврейские общины. Выжившие, пытались осознать произошедьшее через смутные каббалистические учения. Более того, находились люди, которые пытались превратить еврейский мистицим в политическую идеологию нового еврейского мессианства.
Именно в это время на Востоке объявился человек по имени Шабтай Цви. Он родился в 1626 году в Смирне( в Измире). После получения традиционного еврейского образования, Шабтай Цви долгие годы изучал Каббалу, а затем стал вести аскетический образ жизни и много странствовал.
В 1665 году дорога скитаний привела его в Газу, где он встретил молодого, но уважаемого мистика и каббалиста Авраама-Натана Ашкенази. Последний порой утверждал, что чувствует «божественное вдохновение» и «вещает слово Божье». Встреча этих двух людей стала ключевым моментом для дальнейших событий.
Натан из Газу после знакомства с Шабтаем Цви убедил себя, что последний является мессией, и 31 мая 1665 года публично заявил об этом в синагоге. Натан был известной фигурой в еврейском мире и его слова пользовались немалым авторитетом.
В последующие два года еврейский мир от Йемена до Украины был охвачен безумием. Почтенные купцы в Германии готовили бочки с продовольствием для поездки в Палестину. Тексты молитв были изменены , верующие на улицах поздравляли друг-друга с наступлением царствия мессии. Немногие скептики были вынуждены молчать, опасаясь расправы
Тем временем Шабтай Цви уверовал в свою миссию и торжественной проследовал в Измир, а оттуда в Стамбул. Всюду его встречали ликующие толпы почитателей. Говорят, что так потом евреи встречали только Теодора Герцеля, когда тот ездил по Российской империи. Правда в Стамбуле обеспокоенные османские власти взяли Шабтая Цви под арест и посадили в замок Абидос. Но заключение оказалось для лже-мессии нетягостным. В тюрьме он жил по царски. Место своего заключения Шабтай именовал «Мигдаль-Оз». Там же он венчал своих приближенных коронами различных земных царств. Ходили слухи, что сам султан встретившись с Шабтаем Цви упал перед ним на колени и попросил разрешить ему поцарствовать еще несколько месяцев, пока будут завершены все формальности для передачи власти.
Но вскоре события приняли весьма неожиданный оборот. Все началось со встречи Шабтая Цви с каббалистом Нехамией Коганом из Львова. Их тречасовая беседа закончилась … обращением Когана в Ислам. После этого, о событиях в Абидосе стало известно султану и он вызвал Шабтая Цви к себе на суд.
Лже-мессия был заклеймен как самозванец покушавшийся на царский престол. Карой за это могла быть только смерть, но по традицию Шабтаю Цви было предложено принять Ислам и тем самым смягчить свою участь. Шабтай Цви без колебаний произнес шахаду и стал называться Азиз Мухамед-Эффенди. Вслед за ним, Ислам приняли его жена и ближайшие последователи.
Для еврейской общины переход Шабтая Цви в Ислам стал большим шоком. Часть его преверженцев стали мусульманами, другие создали мистические секты в которых предавались разным извращениям , третьи после обряда покаяния стали традиционными иудеями. Имя Шабтая Цви было решено предать забвение («имахек-шмо»), оно было даже вычеркнуто из протокольных книг еврейских общин.
Общины мусульман-саббатианцев соблюдаших кроме законов Шариата еще некоторое заповеди иудаизма долгое время существовали на территории Турции и Греции.