haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Ксения



Культ юродивых это чисто московская традиция, и поэтому неудивительно, что историю Ксении Блаженной поставил на сцене Александринского театра именно московский режисер - Валерий Фокин. Поклонение юродам, вообще было чуждо европейской северной столице, и чтобы не говорили почитатели покойной Ксении Григорьевны до конца 80-хх годов 20 века ее имя было знакомо только спецаилистам-краеведам. Даже в царское время церковь не знала такой святой. Лишь на волне тотального перестроечного иррационализма, когда одни поклонялись Кашпировкому, а другие Ельцину, образ Ксении был мобилизован на дело "духовного возрождения России".
Поэтому, фокинская Ксения, блестяще сыгранная Яниной Лакобой, это не юродивая русская горожанка 17-18 вв. Это оживший дух конца 80-хх. Тщедушная, угловатая, короткостриженная фигура, до боли напоминает о "Чучеле" Рязанова. Переодевание в мужской костюм наводит не на мысли о вере, а на размышления о проблема сексуальности и правоты Фрейда.
И христианство у Ксении-Лакобы салонное, нереальное, гламурное. Христианство людей, которые раз в год на Пасху ходили в церковь, чтобы КПСС досадить. Примечательно, что за весь спектакль Блаженная Ксения не разу ни осенила себя крестом. Разговоров про любовь к людям, гораздо больше чем реальных проявлений этого чувства (за исключением действительно сильного и удачного эпизода с Катей, любовницей покойного мужа Ксении).
Эта условное любовь и гламурная вера Ксении, естественно противостоит и власти и народу, которые погрязли в жестокости и лицемерии. За это народу естественно была уготована страшная кара - революция. А за революцию грашников покарали 1937 годом и блокадой. Реальная Ксения Григорьевна Петрова разумеется была далека от столь долговременых и апокалипсических пророчеств, но для Ксении Фокина, из салонов 80-90-хх это вполнее естественно и логично.
Разумеется, если раньше святые угодники, молились за народ, то нынешняя Ксения как фигура либеральная, озабочена лишь спасением своего мужа (с которым себя отождествляет), что в итоге было благополучно достигнуто.
Мне кажется, что спектакль надо смотреть из-за блестящей игры актеров и талантливой постановки, но идеи спектакля лично для меня чужды и отталкивающие.

P/S Обратил внимание, что новые спектакли становятся все короче и короче. Как правило, один акт. Спектакль с антрактом это уже редкость. Следует понимать, что современная публика не способна воспринимать театральное действие более полутра часов? Плохо дело...
Subscribe

  • О вирусе

    С грустью посмотрев на календарь я обнаружил, что год назад я обещал гостям свозить их в Нарву и Тарту. Ага. Как же. Сегодня шутки про…

  • Пломбир, СССР и Свобода

    Когда я ностальгирую о СССР, я не вспоминаю о вкусном и дешевом пломбире, который так травмировал сознание либеральной интеллигенции. Ностальгия…

  • "Заповедник"

    Читатели это странички знают, что я не люблю Ахматову. И еще я не люблю Бродского. И Довлатова я тоже не люблю. Во-первых противный тип.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments