haspar_arnery (haspar_arnery) wrote,
haspar_arnery
haspar_arnery

Categories:

Опера "Царица"




Славься сим Екатерина!

"Когда Ла Скала приезжала на иерусалимский фестиваль, в газетах писали: наверняка приедет второй состав с третьесортной оперой. Не может быть, чтобы хороший театр приехал в нашу провинцию. Организатор фестиваля двухметроворостый Авиталь Мосинзон безумствовал, клялся, что приезжает самая что ни на есть лучшая миланская опера, но ничто не помогло: после выступления Ла Скалы газеты писали, что это был а) второй состав, б)не та ла Скала, в) все время пели, г) по-непонятному, д)сюжет был дурацкий и е) вообще это оказалась опера".

"Сосна и олива"

Известно, что почти весь 19 век, люди искушенные, на русскую оперу не ходили, разумно считая, что свой патриотизм можно демонстрировать и в других, не столь болезненных для ушей формах. Вполне возможно, что эта традиция получит возрождение и в просвещенном двадцать первом веке.
22 июля, в Петербурге с шумом и треском состоялась премьера новой оперы Давида Тухманова - «Царица», посвященная Екатерине II. Я там тоже, был, мед-пиво пил, и вот скромные умозаключения Вашего покорного слуги.
Содержание шедевра вообще-то просто как валенок. Это в советское время бедных школьников мучили вопросом – «Что хотел автор сказать, своим гениальным произведением?» Касательной «Царицы» этот вопрос абсолютно не актуален. Поскольку опера постмодернистская, автор не хотел сказать ровным счетом ничего.
Судите сами. Сначала Орлов долго уговаривает Екатерину свергнуть мужа – Петра III. (А как его гада не свергнуть, если он на глазах всего театра солдат раком ставит?) Царица, ломается, громко смеется и минут через двадцать соглашается. Петра свергают, а Орлова прогоняют, как только он намекает Екатерине о замужестве. Затем появляется Потемкин, который вершит великие дела, но потом повторяет ошибку Орлова и тоже оказывается за дверью. Его сменяет Платон Зубов, который вообще дурак, и с воодушевлением поет о том как русский солдат будет мыть сапоги в Индийском океане (опера то современная). Умная императрица высмеивает его мечты: «дурак, мол ты Платоша с Индийским океаном, нам бы вот со Швецией закружится! Тогда вся Европа, да что там, весь мир под нашими сапогами будет!» В Петербург приезжает шведский король Густав IV свататься к внучке Екатерины – Александрине. Переговоры с ним обеспечивает Зубов, который настаивает на сохранение веры невесты после заключения брака. Густав, отказывается, ссылаясь на конституцию. Тоталитарная Екатерина пытается уломать молодого короля, суля ему помощь русские войска в случае народного мятежа, но конституционный монарх с отвращением отвергает подобное гнусное предложение и уезжает обратно в цивилизованную Европу. Екатерина с горя помирает.
После этого на сцену выходит хор славя государыню (если постановка оперы была бы в 19 веке, то он был бы одет в народные костюмы и пел бы стоя на коленях) , а на заднем плане появляется постамент известного памятника, где забронзовевшие граф Орлов, Потемкин, и графиня Брюс (изображающая Дашкову) постепенно занимают свои места. Венчает все это чудо сама Екатерина. В итоге на сцене появляется копия «Катькиного сада» - памятник и толпящиеся у его подножья …. (ну жители «Питера» знаю, кого я имею в виду). Радует только, что этот китч не называется «Царь» и на сцену не вкатывают копию «Колумба Замоскворечья».
Сразу отмечу то, что мне понравилось. Спектакль поставлен по-московски, с размахом. Использованные в качестве декораций барочные интерьеры дворцов, смотрятся великолепно. Костюму поражают своей красотой. Ценители оценят свечки украшающие прически придворных дам и кораблики на треуголках придворных. Что означали лица фаворитов Екатерины на шестах, я так и не понял. Намек на ВФР? Простой народ естественной был облачен в телогрейке, что создавало аллюзии с «Братьями и сестрами» Додина. ГУЛАГ он и в 18 веке ГУЛАГ.
Стоимость программок достигла по-моему рекордной сумы в 250 рублей. Поскольку программки были круглыми, издали они напоминали недорогие одноразовые тарелки, в связи с чем, ложи и бельэтаж порой смотрелись как недорогая советская сосисочная.
На Украину спекать не пустят. Во-первых, он про Екатерину, чья роль в украинской истории более чем спорна. Во-вторых там затронута тема Севастополя и Крыма (наверное постановку спонсировал Лужков).
Пение солистов и музыку я оценить не могу, поскольку мне в детстве на ухо наступил медведь. Мне удалось лишь уловить, отчетливые смешки из партера, когда началась партия короля Густава. Лично я, такого писка не слышал со времени последнего просмотра мультфильма "Том и Джери".
В целом я должен поздравить Тухманова и постановщика Дмитрий Бертмана с успехом. Поставить на сцене оперы сериал «Тайны дворцовых переворотов» может не каждый. Народ, судя по откликам, был доволен. Можно клепать вторую серию.

Спасибо tata44 за видеосюжет!
Subscribe

  • Израиль. За кризисом - война.

    Повод для конфликта Очередное обострение ситуации в Палестине стало новым звеном глобального политического, экономического и социального кризиса,…

  • Приобщение к ПРАВДЕ

    Уже какую неделю слушаю "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд и конца и края шедевру не видно. Вещь совершенно укурочная: Представьте…

  • Палестинский бунт

    Если очень кратко, то основной смысл последних событий на святой земле в том, что палестинцы никуда не делись. И никуда не денутся. Да, конечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Израиль. За кризисом - война.

    Повод для конфликта Очередное обострение ситуации в Палестине стало новым звеном глобального политического, экономического и социального кризиса,…

  • Приобщение к ПРАВДЕ

    Уже какую неделю слушаю "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд и конца и края шедевру не видно. Вещь совершенно укурочная: Представьте…

  • Палестинский бунт

    Если очень кратко, то основной смысл последних событий на святой земле в том, что палестинцы никуда не делись. И никуда не денутся. Да, конечно…